Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Кино, несомненно, самое странное и волшебное из искусств. Человека давно нет, а мы смотрим премьеру, где он играет одну из своих лучших ролей.
Как-то не верится, что один из лидеров нового поколения голливудских актеров Хит Леджер сыграл в этом фильме свою последнюю роль. И, что особенно приятно, сыграл он в хорошем фильме, если и не поднимающем планку экранизаций знаменитого комикса на уровень тимбертоновских шедевров, то, по крайней мере, выводящем культовую историю про человека-летучую мышь из сферы дорогих детских безделушек с пластмассовыми героями в мир зрелого кино.
Самое странное, что предыдущий фильм того же режиссера о Бэтмене, снятый тремя годами ранее примерно за те же деньги (а речь идет о годовом кинобюджете России, что-то около $150 млн и $200 млн соответственно) и почти с теми же актерами, совершенно не запомнился, тогда как нынешний, несмотря на продолжительность в 2,5 часа, скорее всего, войдет в число наиболее удачных экранизаций комиксов за всю историю.
Крис Нолан, которому еще нет и сорока лет, до сих пор воспринимался как довольно странный режиссер: снял всего несколько фильмов, но столь полярного качества - от замечательного "Мементо" до упомянутого первого "Бэтмена", - что от каждого его нового творения не знаешь, чего и ждать. На радость зрителю, последние его два фильма вышли один лучше другого – и "Престиж", и "Темный рыцарь" вполне отвечают чаяниям великого Спилберга, в одном из интервью назвавшего Нолана своим учеником и преемником.
Итак, очень длинная и крайне насыщенная драматическими поворотами история о Темнои рыцаре производит сильное впечатление не только исключительными (даже для видавшей виды публики) трюками и компьютерными эффектами, но и вполне внятной актерской игрой, делающей из героев комикса живых людей, а также довольно жестким сюжетом, столь далеким от слюнявых "стрелялок-догонялок", что фильму присвоен рейтинг "детям до 14".
В отличие от постмодернистских сказок Бёртона, нолановский "Рыцарь" предстает гангстерским триллером в стиле "нуар", где даже название обыгрывает понятие "черной ночи" и всего, что с ней связано в приключенческом кино.
Готэм-сити из футуристической деревеньки превратился в мегаполис а-ля Нью-Йорк, весь магический антураж первых серий срыт до основания, и если бы не фантастические способности к левитации у главного героя и суперсовременные гаджеты, которые он использует в борьбе с оргпреступностью, можно было бы подумать, что перед нами очередная серия бондианы, а вовсе не бэтменианы.
Сюжет в данном случае не имеет почти никакого значения, поскольку вся буча разворачивается вокруг не по-детски жестоких сцен насилия, весьма убедительно сыгранных звездным актерским составом.
Страшноватый и совершенно неузнаваемый в гриме злого клоуна Джокера Хит Леджер оказывается маньяком-убийцей и садистом, которому безуспешно противостоит целая армия "хороших парней" во главе с Кристианом Бэйлом (любимым актером Нолана), причем сказать, что добро победило зло безоговорочно, нельзя.
Фильм выстроен по классическим канонам и довольно далеко отстоит от постмодерна 1990-х, скорее, это можно назвать постреализмом. Он может показаться скучноватым в тех местах, где герои не гоняются на супертачках и не стреляют, но в этих азах кинематографа - ключ к успеху, и схема, которой скрупулезно точно следует режиссер, проверена историей кино: после тихого шепота - обязательно взрыв, от которого зрители вскрикивают как ужаленные, а очередная победа Бэтмена всегда оказывается шагом к поражению - и так вплоть до почти трагического финала. Никаких тебе подводных течений и двойных, тройных смыслов: все предельно серьезно, как будто перед нами не вымышленный мир, а вполне реальный. Впрочем, Нолан и предыдущий фильм серии делал по таким же принципам, но в "Темном рыцаре" почти отсутствует фантастическая канва - это полицейский детектив о мафиозных разборках в американском мегаполисе, куда случайно вплетены герои с необычными способностями и волшебные механизмы.
В море этой нарочитой серьезности с налетом некоторой излишней истеричности плавают островки черного юмора, превращающие "Темного рыцаря" в довольно занятный для этого жанра образец "комикса не для детей", но играющего уже не по правилам слегка набившего оскомину тарантиновско-родригесовского стеба, а встраивающийся в некий новый концепт, придуманный Ноланом на заре его режиссерской карьеры, когда он снимал микробюджетный артхаус.
Затем был период зарабатывания больших денег, и вот, похоже, у режиссера появляется собственная творческая манера, о которой на время забыли, признав его лишь одним из сотен профессионалов в Голливуде. Похоже, новый "Бэтмен" опровергает это мнение, предлагая пока не совсем идеальный, даже отчасти скучноватый, но весьма своеобразный, и главное - отчетливо авторский продукт. А невероятные сборы в прокате - тому свидетельство.
Причем, если в Штатах эти культовые комиксы все читали и заранее знают, чем все закончится, на нас такие фильмы производят несколько иной эффект, они рассматриваются вне контекста комикс-культуры и подчас неотличимы друг от друга. Снабженные набором штампов, пускай мегабюджетных и невероятных для нашего кино, они лишены четко выраженной индивидуальности, и отличить Халка от Хеллбоя или Айронмена бывает трудновато. В "Темном рыцаре" эта традиция надломлена, фильм запоминается, и о нем интересно думать. В этом несомненная заслуга режиссера Криса Нолана.
Также атакован пригород столицы