Смотри на меня, будь осторожен

Выставка произведений видеоарта "Медиамузей" создает для зрителя удивительно некомфортную среду: помощи в ориентировании на местности (в том числе и в смысловом ориентировании) ждать неоткуда


ФОТО: Mediaartlab.ru



В течение трех недель в Москве открыт "Медиамузей" - выставка произведений видеоарта. В зале "Оливье" проекта "Фабрика" на Бауманской (эту несколько неуклюжую культурно-географическую конструкцию стоит запомнить, потому что сходу "Медиамузей" можно и не найти) на полу, на стенах и на столах размещена пара десятков мониторов, телевизоров и видеопроекторов, транслирующих как классику жанра, так и работы самых последних лет.

В темном-темном помещении, по которому пробегает легкий, но ощутимый холодок, одновременно говорят, двигаются и исчезают множество образов. Их задача, по мнению организаторов (Центра культуры и искусства MediaArtLab, а также Государственного центра современного искусства и проекта благотворительного фонда В.Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире"), - стать "пристанищем для зрителей, отчаявшихся разобраться в текущем состоянии дел актуального искусства". Кроме того, публике предоставлена возможность "опытным и экспериментальным путем постигать основы медиавселенной и медиакультуры, разрабатывать и формировать философские концепции". Говоря другими словами, а именно - словами любимого классиком видеоарта Билла Виолы персидского поэта, можно воочию наблюдать, как "в каждый момент мир рождается и умирает".

Этот занимательный процесс происходит в разных и не всегда предсказуемых формах. Особенно непредсказуемыми их делает темнота: таблички с пояснениями, прикрепленные рядом с работами, разглядеть удается только к середине экспозиции. В некоторых случаях, это, несомненно, к лучшему. "Исследуя пограничные медиальные практики как логические структуры, авторы антологии искали методологию описания видеоарта как объекта социокультурной среды, актуальность которого заключается в стратегии художника", - говорится, например, в аннотации к первому произведению - фильму, решительно и неторопливо повествующему об истории жанра.

Вообще, "Медиамузей" создает для зрителя удивительно некомфортную среду: помощи в ориентировании на местности (в том числе и в смысловом ориентировании) ждать неоткуда. Искусство здесь, хотя и говорит много, само за себя - ни разу. Опознать в забавном танцевальном ролике "радикальный манифест глобальной коммуникации в медиаинфицированном мире", сочиненный пионером, а позже патриархом видеоарта Нам Джун Пайком, - задача не из простых. Зритель оказывается в ситуации кэрролловской Алисы, окруженной со всех сторон продуктами и жидкостями сомнительного (неизвестного) качества, разражающимися при приближении недвусмысленными призывами "Съешь меня" и "Выпей меня". "Посмотри на меня" - призыв более нейтральный, но не менее безопасный: разобраться толком, с чем именно ты имеешь дело, условия не позволяют. Остается медленно и почти обреченно бродить в местном филиале Страны чудес, надеясь среди выставленных деликатесов натолкнуться на что-нибудь действительно съедобное.

На выставке в самом деле запрятаны приятные сюрпризы самого разного масштаба: начиная от уже упоминавшегося Нам Джун Пайка, продолжая перформансами 1970-х Вито Аккончи, экспериментами Брюса Наумана, красотами Билла Виолы и заканчивая лучшими видеоработами из программы Медиафорума ММКФ 2000 - 2008 годов. Важно только помнить, что в мире, который навсегда изменили информационные технологии, свои стратегии выживания должен искать не только художник, но и зритель. Сердце и руки пусть так и остаются чистыми, а вот к голове стоит отнестись внимательнее - встреча с искусством XXI в. требует основательной подготовки. А то встретишь случайно шедевр Нам Джун Пайка и пройдешь мимо - неудобно получится.

Выбор читателей