"Окно в Европу" прорубила "Каменная башка"

Нынешний фестиваль дал полную картину тенденций в отечественном кинематографе. В приграничном Выборге можно было увидеть новинки эксклюзивные премьеры известных режиссеров, а также все самые заметные картины этого года

Нынешний фестиваль "Окно в Европу" дал полную картину тенденций в отечественном кинематографе. В приграничном Выборге - именно там уже в шестнадцатый раз собирались кинодеятели - можно было увидеть новинки документального и анимационного кино, эксклюзивные премьеры известных режиссеров, а также все самые заметные картины этого года. Среди последних "Шультес" Бакура Бакурадзе, "Однажды в провинции" Кати Шагаловой, "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Юрьев день" Кирилла Серебренникова и многие другие хиты крупнейших российских и зарубежных кинофорумов.

В основном конкурсе, где "Окно в Европу" строго придерживается принципа премьерности, были представлены двенадцать картин. За главный приз - "Золотую Ладью" - наряду с мэтрами Станиславом Говорухиным и Светланой Дружининой соревновались дебютанты Ольга Дарфи, Николай Дрейден, Александр Кириенко и Сергей Говорухин (известный кинодокументалист снял свой первый полный метр в основу которого легла его же книга "Никто, кроме нас").

Жюри, возглавляемое режиссером Верой Сторожевой, отметило и тех, и других. Одну "Серебряную Ладью" (второй по значению приз фестиваля) за лучшую операторскую работу в фильме "Виват, Анна Иоановна!" достался Светлане Дружининой (приз получил Анатолий Мукасей, многолетний соратник и муж Светланы Сергеевны), другую - фильму Сергея Говорухина с формулировкой "за мужество и верность в жизни и профессии". Третьей "Ладьей" - за лучший дебют - наградили картину Сергея Ольденбурга-Свинцова "Голубка", с которым в Выборге произошла почти фантастическая история. Дело в том, что изначально картина не участвовала в конкурсе и была заявлена в другой программе. Но история непростой любви настолько сильно подействовала на журналистов и критиков, что они обратились к президенту Медведеву (не пугайтесь, не к Дмитрию Анатольевичу, а к Армену Николаевичу – именно он долгие годы возглавляет "Окно в Европу") с просьбой включить фильм в основной конкурс.

Главной же наградой этого фестиваля строгие судьи удостоили "Каменную башку" Филиппа Янковского. Драма о потерявшем память спортсмене с боксером Николаем Валуевым в главной роли впечатлила и членов гильдии киноведов и кинокритиков - они вручили картине своего "Белого Слона". Режиссер от такого внимания растрогался. "Я, правда, не ожидал", - сказал он, забирая свои призы и заметно волнуясь. Он даже вежливо попросил журналистов не беспокоить его некоторое время, чтобы дать возможность прийти в себя. Реакцию чемпиона мира, который, как выяснилось, может удивлять не только на ринге, гостям фестиваля наблюдать, увы, не довелось – выбраться в Выборг Николаю Валуеву помешали важные соревнования.

Что же касается программы "Выборгский счет", где победителя выбирают зрители, то они проголосовали за "Пассажирку" Станислава Говорухина, "Плюс один" Оксаны Бычковой (эти фильмы набрали одинаковое количество голосов, поделив первое и второе места) и картину Владимира Аленикова "Улыбка Бога, или Чисто одесская история".

В конкурсе неигрового кино победил фильм "Небоземля" режиссеров Сергея Карандашова и Александра Куприна, а среди анимационных работ лучшей стала картина "Мальчик" Дмитрия Геллера.

Но не только конкурсными показами жили участники фестиваля - организаторы подготовили для них массу других интересных событий. Одним из них стала презентация режиссером Алексеем Германом-младшим своего нового фильма "Бумажный солдат", премьера которого уже совсем скоро состоится на фестивале в Венеции.

Выбор читателей