Фетисов услышал финальную сирену

Он не чиновник, никогда им не был и в итоге не смог им стать. А его работа была тем самым долгосрочным вложением, которое так не любят российские бизнесмены и чиновники




Увлекшись подведением итогов Олимпиады в Пекине, многие не обратили внимания на недавнее заявление руководителя Российского федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслава Фетисова. Находясь в Пекине, он заявил, что в ближайшее время Росспорт будет ликвидирован.

Гром не грянул, молнии не засверкали, мир не перевернулся. И даже внятной реакции главных оппонентов Фетисова не последовало. Понятное дело: и президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, и руководитель созданного в мае Министерства спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко были заняты какими-то текущими олимпийскими задачами. И все же их молчание весьма красноречиво. И, скорее всего, санкционировано свыше.

Можно ли назвать шестилетие, в ходе которого Фетисов был главным российским спортивным чиновником, эпохой его имени? Наверное, если судить по количеству громких спортивных побед, нельзя. Более того, Фетисов, приглашенный во власть "лично" Путиным, перед этим не выполнил обещания, данного им президенту - не смог выиграть золото в хоккее на Олимпиаде 2002 г. в Солт-Лейк Сити. Именно после этого и последовало знаменитое приглашение, означавшее в те годы вовсе не награду. Скорее наоборот - Фетисову предлагалось возглавить генеральную уборку "авгиевых конюшен", навести хоть какой-то порядок в российском спортивном мире, еще не ушедшем от советских принципов строительства, но и не пришедшем к "спортивному капитализму". Но далее российский спорт не блистал ни на Олимпиадах (Афины-2004, Турин-2006, Пекин-2008), ни на многих крупных турнирах (например, хоккейная сборная России проиграла московский чемпионат мира по хоккею), хотя, конечно успехи были, и немалые. Тем не менее вот так вот прямо увольнять Фетисова не решались. Пошли в обход: в мае прогремела весть о создании "министерства Мутко", и стало понятно, что дни Фетисова в спортивной власти сочтены.

По словам Фетисова, Росспорт "замучили проверками", проводя их по 28 раз в году. Мутко, по его словам, с ним встречаться не собирался, помощь в Пекине, предлагаемую Фетисовым, отвергал. Судя по всему, и в высшем руководстве страны видеться с ним сейчас не хотят, хотя до Олимпиады встреча в верхах состоялась, и на ней вопрос о будущем Фетисова поднимался. В одном из интервью он с сожалением отметил, что не видит для себя перспектив в будущей системе российского спорта, добавив буквально следующее: он всегда чувствовал "противостояние со стороны бездельников и словоблудов, которые ничего не делают, зато пудрят всем мозги". О ком бы это?..

Незадолго до Пекина он подробно рассказывал о той работе, что проделал Росспорт по подготовке к Играм. Вот выдержки из его выступлений: "Росспорт за последние годы отстроил систему, которая ориентирует спортсменов и тренеров на самый высокий результат".
"Мы в полной мере владеем ситуацией. Ни у одной федерации, ни у Олимпийского комитета нет претензий к чему-либо. Процесс подготовки идет нормально. Тот план, который был намечен, выполняется".
"Мы не имели права требовать от спортсмена или тренера результата, пока не создали им необходимые условия для работы. Сегодня все эти условия есть. У нас сегодня лучшие базы подготовки в мире".
"В нашем активе - увеличение финансирования отрасли, разработка методик и научных концепций, подготовка огромного количества нормативных документов, систематизирующих все происходящее в отрасли".

Однако после первой недели Олимпиады, когда медальный недобор сборной России стал очевидным, Фетисов разразился критикой: "Слишком большое давление оказывается нынче на спортсменов. Много помпезности. Чиновники накануне Олимпиады только и делали, что раздавали громкие заявления".
"Видели вы хоть раз рядом со своими олимпийцами президентов НОК Китая или США? Везде - только спортсмен и тренер. А у нас чуть что - сразу бегут фотографироваться с чемпионами".

Досталось и новому министерству, и ОКР, и даже представителю президента в Совете Федерации Александру Котенкову, который одновременно возглавляет Федерацию парусного спорта России. "Он говорил, что парусный спорт принесет нам немало медалей - только попробуй не дать ему денег! И на все эти лодки и паруса было затрачено огромное количество средств".

Ну и так далее. Фетисов даже пожаловался, будто бы на него написали донос, дескать, он американский шпион! Но это лишь иллюстрация, нюанс, игра теней в общей картине того хаоса, в котором он, безусловно, что-то пытался систематизировать и отладить. Беда в другом. Он не чиновник, никогда им не был и в итоге не смог им стать. И, тем не менее, в том, что российский спорт не развалился окончательно, есть немалая доля его заслуг.

Трудно сказать, чего смог бы добиться Фетисов на посту, скажем, тренера в НХЛ, куда, как он говорит, его приглашали еще в 2002 году. Но совершенно очевидно, что сражаться с суперзвездами заокеанского хоккея ему было явно сподручнее, чем с Тягачевым и Мутко. Знаменитые тренеры Анатолий Тарасов, Виктор Тихонов и Скотти Боумэн учили Фетисова побеждать в честной спортивной борьбе. В подковерных чиновничьих интригах он не смог ни забросить шайбу, ни, как когда-то бывало, пойти на соперника с угрожающим видом, отчего тот позорно побежал бы со льда. К Мутко и Тягачеву силового приема не применить, а знаменитый армейский пас Фетисову отдать было просто некому.

В сущности, его работа была тем самым долгосрочным вложением, которое так не любят российские бизнесмены и чиновники. Результаты работы Росспорта, действительно построившего множество спортивных баз и фактически строившего заново всю российскую спортивную систему, могут проявиться попозже, может быть, даже не к Ванкуверу-2010 и не к Лондону-2012, а лишь к Сочи-2014. Но пока его дело перехватили функционеры. Вопрос только в том, достанутся ли им тогда хоть какие-то лавры или относительная неудача Пекина нам покажется в этом уже не очень далеком будущем ослепительным достижением?..

Выбор читателей