Певец аланской культуры

Выставка знаменитого сына Осетии, приуроченная к его 70-летнему юбилею, открывается в Третьяковке. "Скульптуры Лазаря Гадаева надо смотреть пальцами, будто слепой", - говорит Юрий Норштейн




Выставка-ретроспекция Лазаря Гадаева охватывает все этапы творчества мастера, начиная с конца 1960-х и вплоть до сегодняшнего дня. В целом представлено около 40 произведений пластики, выполненных в бронзе, дереве и шамоте. В отдельный зал помещены рельефы библейского цикла, созданные в последнее десятилетие. Большинство работ скульптора привезены непосредственно из его мастерской.

Лазарь Тазеевич Гадаев (родился в 1938 г.) принадлежит к поколению художников, заявивших о себе в 1970-е годы. В кругу этих ярких индивидуальностей его творчество стоит особняком. Истоки его самобытного искусства - в традициях народной пластики Осетии, где родился скульптор, в мифологии и поэзии древней аланской культуры. Сегодня можно утверждать, что Гадаев - абсолютно современный скульптор европейского уровня с особым пластическим мышлением, уверенно продолжающий линию классического модернизма.

Своеобразное гадаевское видение мира органично соединилось с принципами московской школы скульптуры ХХ века. После обучения на художественно-графическом факультете Северо-Осетинского педагогического училища (1956 - 1960 гг.) Гадаев в 1966 г. окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, где учился на факультете скульптуры у М.Г. Манизера и Д.Д. Жилинского. В год окончания института был принят в Союз художников СССР и начал активно выставляться.

Скульптор рано выработал собственный творческий почерк, которому не изменяет при всем многообразии сюжетов. В центре гадаевского мироздания - человек и мир его чувств: любовь, горе, гнев, сострадание... Художник тонко передает сложную гамму переживаний своих персонажей, зачастую ведущих между собой безмолвный диалог. Скупая, немногословная, лишенная внешней эффектности, но полная внутренней динамики манера скульптора отражает цельность его натуры, отвергающей компромиссы. Лазарь Гадаев великолепно владеет методами обработки различных материалов - камня, дерева, керамики, бронзы. Лепке мастера присуща острая фактурность и экспрессивная шероховатость, но без подробной деталировки и мелочного натурализма. "Скульптуры Лазаря Гадаева надо смотреть пальцами, будто слепой, - говорит Юрий Норштейн. - Осязаемость пластики Гадаева - это еще и живопись".

После первых выставок с его участием в 1970-е годы Гадаев получил известность как мастер малой пластики. Правда, даже в камерных работах он обнаруживает дар монументалиста. По его собственному признанию, работать с крупными формами в начале профессиональной карьеры ему не позволяла лишь теснота мастерской. Впоследствии скульптору удалось реализовать ряд монументальных замыслов: его композиции установлены в парках Еревана, Сеула, Владикавказа, Хоерсверде (Германия); во Владикавказе по его проекту сооружен памятник поэту Георгию Малиеву (1986), в Майкопе - писателю Темботу Керашеву (1990), в Воронеже - монумент Осипу Мандельштаму (2008). Шедевром стал небольшой, но очень выразительный, далекий от стереотипа памятник Александру Пушкину в Москве, установленный в 1999 г. по инициативе редакции журнала "Наше наследие" в Неопалимовском переулке.

В Третьяковской галерее собрана большая монографическая коллекция Гадаева. Произведения его хранятся также в Музее Востока, Московском музее современного искусства, Русском музее и музее П.Людвига (Германия), в музеях городов России и стран СНГ. Работы скульптора можно найти во множестве частных коллекций в России и за рубежом.

Выставка открыта с 6 по 28 сентября 2008 года
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Выбор читателей