Отцы гламура

Настоящий денди легко посвящал целое Yтро выбору подходящего цветка в петлицу, но не мог позволить себе сделать глоток чая из первой попавшейся чашки или в неподходящем к этому цветку интерьере




В последнее время москвичей нелегко удивить выставкой из зарубежного музея: культурные люди регулярно выбираются в самые разнообразные центры мировой цивилизации и имеют счастливую возможность самостоятельно выбирать, как провести очередной отпуск - в Турции среди памятников античной культуры или, например, в залах Лувра и музея Орсэ.

Между тем среди особо насыщенных памятниками истории и культуры точек планеты встречаются и такие, где концентрация этих памятников особенно велика. Это, в первую очередь, касается Лондона. Огромное количество блестящих музеев практически не оставляет шансов заезжему туристу - чтобы хотя бы поверхностно ознакомиться с основными сокровищницами британской столицы потребуется не меньше двух недель. Стандартный тур, разумеется, включает национальную Галерею, Британский музей, Вестминстерское аббатство и оставляет за бортом целую кучу галерей и коллекций, способных украсить даже самый культурно-продвинутый город в Европе.

К их числу относится и Музей Виктории и Альберта. Расположенный в самом сердце благообразного и буржуазного района Кенсингтон, он когда-то и назывался Южно-Кенсингтонским музеем. Основанный в 1852 г., сразу после знаменитой Лондонской всемирной выставки, он стал первым в мире, а на сегодняшний день и самым большим музеем декоративно-прикладного искусства. В 1899 г. неувядающая королева Виктория заложила первый камень в основание нового здания, которое должно было опоясать старые корпуса общим фасадом. Главный вход в музей был сделан в виде портала средневекового собора, только вместо привычного изваяния Христа здесь разместилась статуя супруга Виктории принца Альберта. И тогда же музей получил свое современное название - как дань уважения к королевской семье, которая немало способствовала его становлению и развитию.

Фонды этого удивительного музея поистине неисчерпаемы: средневековые эмали и рисунки викторианских художников, готические витражи и коллекция музыкальных инструментов, целые комнаты старинной мебели и уникальные интерьеры, оформленные ведущими дизайнерами второй половины XIX столетия. Фарфор, художественное стекло, мебель, изделия из кости - абсолютно все виды декоративно-прикладного искусства, придуманные человечеством за последнюю тысячу лет, представлены в обширном собрании этого уникального музея.

Выставка "Два века британской моды", открывшаяся в Одностолпной палате Патриаршего дворца музеев Московского Кремля, представляет лишь небольшую частичку коллекции Музея Виктории и Альберта - исторические костюмы и аксессуары XVIII - XIX столетий. Вместе с тем на фоне общего интереса к культуре дендизма, ставшей особенно актуальной в эру просвещенного гламура, эта экспозиция представляется особенно своевременной.

Принято считать, что родиной изящной одежды является Франция. Однако именно англичане еще два века тому назад сумели осознать моду не просто как набор подходящей одежды, но превратить ее в особый образ жизни, в котором оказалось продуманным все - от изящества перчаток до изысканности столовой сервировки. Настоящий денди легко посвящал целое Yтро выбору подходящего цветка в петлицу, но не мог позволить себе сделать глоток чая из первой попавшейся чашки или в неподходящем к этому цветку интерьере. Не удивительно, что краеугольным камнем этой культуры считалось умение элегантно одеваться - сдержанные и в то же время эксцентричные костюмы эпохи развитого дендизма, похоже, навсегда определили специфику и непредсказуемость британской моды. Лучшие образцы, достойные подражания и поныне, представлены на выставке в Кремле.

Вместе с тем в состав выставки вошли и более традиционные, но не менее ценные и уникальные образцы британской моды: кружевные перчатки и зонтики, изысканные пелерины, туфли на платформе, шитые золотом костюмы и аксессуары и, разумеется, роскошные дамские платья - от пышных, разноцветных шелков, украшенных всевозможными ленточками, рюшечками и бантиками в духе рококо, до изящных светлых платьиц, украшавших прелестные фигурки современниц бессмертной Джейн Остин.

Выбор читателей