Уничтоженные войной

Пронзительные, динамичные полотна экспрессионистов - не плод больного воображения художников, а лишь зеркало эпохи, в котором самые талантливые из них сумели увидеть самые страшные трагедии ХХ века




В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка художников группы "Мост" - легендарного объединения, с которого, по сути, началось искусство ХХ столетия.

Исторически сложилось так, что немецкая живопись рубежа веков практически неизвестна московской публике. Знаменитые московские коллекционеры, с удовольствием постигавшие эстетику французского искусства, похоже, пугались куда более радикальных немецких картин, лишенных к тому же того специфического гламурного флера, который неизменно был присущ всем представителям парижской школы. Как бы то ни было, загадочные "опрокинутые" натюрморты Сезанна, яркие картины-панно Матисса или кубистический хаос композиций Пикассо смотрятся милыми интерьерными вещицами рядом с эмоциональными произведениями представителей группы "Мост". В истории искусств эта специфическая манера самовыражения получила соответствующее название - экспрессионизм.

Отцами-основателями нового объединения были студенты-архитекторы. В 1901 г. в Высшей технической школе Дрездена встретились Фриц Блейль и Эрнст Людвиг Кирхнер. Блейль так пишет об этом в своих "Воспоминаниях": "Однажды, во время первого семестра, занимался я в зале "Роон" начертательной геометрией и корпел над разного рода детскими задачками, когда подошел ко мне мой бывший однокашник и настоял, чтобы я сел позади него, чтобы "хоть одним глазком" взглянуть на то, как один из школяров, как мы себя тогда называли, очевидно, художник разукрасил поля своего ватманского листа. Я поспешил туда и смог рассмотреть края этого листа, разрисованные, наверное, в ожидании профессора или одного из его помощников. Исполнителем рисунков оказался Эрнст Людвиг Кирхнер из Хемница, знакомства с которым я немедленно начал искать и преуспел в этом. Мы сразу почувствовали симпатию друг к другу, которая скоро, благодаря общим целям и устремлениям, переросла в настоящую дружбу. Мы постоянно были рядом: и в институте, и дома, и во время вечерних прогулок в дрезденском Большом саду. Карандаш и бумага были всегда под рукой".

Но окончательно мечта Кирхнера - создать независимое художественное объединение - сбылась лишь в 1905 г., после того как некоторые студенты успешно сдали выпускные экзамены, а другие окончательно отказались от идеи получить официальные дипломы. Датой рождения "Моста" считается 7 июня 1905 года.

Подобно своим великим предшественникам, молодые экспрессионисты стремились отказаться от повествовательных образов, ставя во главу угла не сюжет картины, но личное переживание художника. Однако сложная историческая эпоха оказала весьма сильное влияние на мироощущение этих людей: кризис бытия, порожденный предчувствием значительных и далеко не лучших перемен, ярко отразился на немецкой культуре первого десятилетия. Пронзительные, динамичные полотна экспрессионистов - не плод больного воображения художников, а лишь зеркало эпохи, в котором самые талантливые из них сумели увидеть самые страшные трагедии ХХ века.

Первая мировая война внезапно и окончательно оборвала экспрессионистскую эволюцию "Моста". Самороспуск группы, произошедший в мае 1913 г., практически не отразился на качественном уровне работ. Фактическое прекращение деятельности объединения было предрешено усилением индивидуальных позиций и самостоятельности каждого из художников. И хотя начало войны не только прервало, но и положило конец всему творчеству "Моста", его импульсы и его творческое наследие не утрачивали своей значимости на протяжении всего ХХ века.

В экспозицию выставки, предоставленной берлинским музеем "Брюкке", вошли живописные работы художников группы "Мост", акварели, а также произведения печатной графики, в которых, по убеждению специалистов, экспрессионистический накал достигает своей высшей точки.

Выбор читателей