Пустая башка ногам покоя не дает

На экраны выходит боксерская драма "Каменная башка". Фильм примечателен тем, что первую свою большую роль в нем исполнил великий во всех смыслах Николай Валуев. Эксклюзивный репортаж с премьеры. ВИДЕО

Каменная башка, Россия, 2008
Режиссер: Филипп Янковский
В ролях: Николай Валуев, Оксана Фандера, Виталий Кищенко

Именем знаменитости в боевике отечественного производства никого уже не удивишь, даже именем боксера, не имевшего доселе отношения к кинематографу, в главной роли. "Бой с тенью", появившийся на экранах в 2005-м, красноречиво (в цифрах) дал понять, что идея делать российское кино с голливудским акцентом не так уж бессмысленна, а позже это будет доказываться с завидной регулярностью вплоть до сего дня.

Правда, новый фильм Филиппа Янковского "Каменная башка" не стоит называть боевиком: от боевика в нем только сцены разборок между "авторитетами" и бои на ринге. Как это ни парадоксально, но, если говорить о жанре, честнее будет употребить слово "драма".

Егор Головин (его играет Николай Валуев), он же "Каменная башка", попадает в аварию, гибнет его жена. Он теряет память, а вместе с ней и профпригодность. Врач запрещает ему выходить на ринг, но его менеджер (Виталий Кищенко) прямо противоположного мнения: он хочет во что бы то ни стало устроить бой с сильным противником по прозвищу Кривуля. Единственное, что может вернуть Башку на ринг, - поддержка жены. Тогда к нему отправляют Татьяну (Оксана Фандера) и убеждают в том, что она и есть его жена.

Николай Валуев, вопреки заготовленному мнению, вызывает не сочувствие, не интерес, а всего лишь улыбку. Медлительность, появившаяся у его героя после аварии, сыграна так буквально, что кажется на экране не фильм, а репетиция. Впрочем, к остальным составляющим его имиджа придраться сложно: особого труда изобразить отчуждение и равнодушие ко всему происходящему Валуеву, как во всех смыслах крупному боксеру, не составило.

Сказать, что на его фоне Фандера смотрится контрастно - промолчать. По замыслу, видимо, разница в габаритах должна подчеркивать "разность" этих людей и вызывать сочувствие к персонажу Валуева. Но эффект получается другой: Фандера так откровенно его переигрывает, что жалеешь скорее не его персонажа, а самого горе-артиста.

Главное нарекание вызывают не детали, а общее ощущение, которое оставляет фильм. Первоначальная задача драмы - заставить зрителя сопереживать героям, но не понятно, к каким чувствам апеллирует "Каменная башка". То ли к ненависти в адрес лихих водителей, то ли к презрению в отношении сильных мира сего, не то и вовсе к гневу на несправедливое мироустройство.

"Это драма большого человека", - говорит о фильме режиссер Филипп Янковский. Вероятно, под "большим человеком" подразумевался типаж Валуева. Но глядя на пустые глаза этой "каменной башки", сомневаешься в том, может ли у него вообще быть драма. Драма - это, скорее, про героя Кищенко, надежды которого погибли вместе с женой боксера.

Помимо тотального непонимания того, к кому из героев приложимо понятие "драма", недоумеваешь и по поводу сценария. Фразы, которые произносят в кадре, почему-то построены в стиле мастера Йоды из эпопеи Джорджа Лукаса. Добавить сюда еще саундтрек, призванный размягчить черствое сердце зрителя, и становится вполне понятно, что в итоге получилась бледная тень голливудского Рокки, к тому же на нашем материале - в плане зрелища совершенно не актуальная.

В прокате с 18 сентября

Выбор читателей