Спаси меня по-французски

Люк Бессон пал жертвой моды на суперагентов: его новый проект следует избитым канонам американского боевика и отличается от собратьев по жанру лишь местом действия. Зато таким страшным Париж еще никто не показывал




Заложница (Taken), Франция, 2008
Режиссер: Пьер Морель
В ролях: Лайам Нисон, Мэгги Грейс, Фамке Яннсен, Горан Костиц

Реклама в Интернете объявляет: "Она стала заложницей... Заложницей Люка Бессона!" Как будто это теперь достаточное основание для ликования и немедленного бронирования билетов на очередной фильм, спродюсированный человеком, чей мозг, по ощущениям, где-то перед "Пятым элементом" взяли в заложники инопланетяне.

В новом проекте, сценарий которого написал сам Бессон на пару с Робертом Марком Кейменом, актер Лайам Нисон стал заложником моды на суперагентов. Пока Джеймс Бонд вихрем пролетает по морям и континентам, Джейсон Борн бродит по Европе, а Колин Фаррел ставит на уши тишайший Брюгге, по принципу First we take Manhattan, then we take Berlin на долю Нисона достается разнести в пух и прах Париж. Делает он это в амплуа заботливого отца и по совместительству бывшего агента ЦРУ.

Главный герой "Заложницы" Брайан является также бывшим мужем героини Фамке Яннсен и отцом дочери-тинейджера (звезда сериала "Остаться в живых" Мэгги Грейс), которую видит только по праздникам. На протяжении большей части фильма зритель тоже не имеет возможности как следует разглядеть девушку, потому что сразу после приезда на каникулы в Париж ее похищают албанские работорговцы. Остальное - дело техники. Никакой рефлексии, как в "Борне", никакого гламура, как в "Бонде", никакого юмора, как в "Брюгге". Приходит заботливый папа и разносит все к чертовой маме. Проблемы сексуальной работорговли и туристический бизнес - всего лишь предлог для превращения английского актера Нисона в героя американского боевика.

Давно пора было снять с Парижа прилипший к нему ярлык города мечты, города-сказки, столицы мировой культуры и музея под открытым небом. Париж "Заложницы" - это место пострашнее Африки, и детишкам гулять там крайне не рекомендуется, потому что сразу за воротами аэропорта начинаются страшные джунгли. Образ этот настолько расходится с принятым в американском кино открыточным изображением французской столицы, что больше напоминает восточную Европу "Хостела". Остается только подозревать в этом ловкий ход создателей-французов, призванный сократить поток невежественных американских подростков, ежегодно наводняющих город в период каникул. Или, напротив, увеличить этот поток за счет родителей, сопровождающих юных туристов.

Ибо среди музеев и дворцов Парижа скрываются албанские мафиози, только и ждущие, чтобы похитить невинных дев, подсадить их на наркотики и трудоустроить проститутками в элитные притоны, контролируемые коррумпированными властями и полицией. Так что теперь, после просмотра совместного творения Люка Бессона и режиссера Пьера Мореля, родители всерьез задумаются, прежде чем отпускать своих отпрысков одних в полную опасностей французскую столицу. Или хотя бы снабдят их надежными сотовыми телефонами с фотокамерой последней модели: очень пригодится, если потом надо будет увеличить расплывчатое однопиксельное изображение постороннего дяди за спиной дочери и получить готовый портрет преступника. Зрителям же, взятым в заложники рекламой, остается только следить за тем, к чему это может привести.

В прокате с 18 сентября

Выбор читателей