Красавица из МОССАД пока порулит страной

Ципи Ливни, выступая с победными реляциями, не может быть уверенной в том, что не лишится премьерского кресла еще до конца года. "Сильную руку" в Израиле сейчас олицетворяют Барак и Нетаньяху


ФОТО: AP



Прошедшие на прошлой неделе выборы в правящей в Израиле партии "Кадима" завершились победой Ципи Ливни, министра иностранных дел в кабинете прежнего главы правительства страны Эхуда Ольмерта. Сам Ольмерт инициировал внеочередные выборы по причине многочисленных коррупционных скандалов, сопровождавших его премьерство. Помимо Ливни, в выборах участвовали трое других известных функционеров Кадимы - Шауль Мофаз, Ави Дихтер и Меир Шитрит. Отрыв Ливни от Мофаза составил менее одного процента.

Политическое будущее Ливни, несмотря на решимость нового лидера правящей партии основать широкую коалицию и основательно взяться за преодоление старых и новых проблем, стоящих перед Израилем, сегодня слабо поддается прогнозу. После очень нелегкой победы внутри партии, на всеобщих выборах ей предстоит состязаться с такими влиятельными в Израиле политиками, как Биньямин Нетаньяху (партия "Ликуд") и Эхуд Барак (партия "Авода").

Причем выборы могут состояться раньше, чем это предусмотрено конституцией страны. Если Ливни не удастся сохранить действующий Кабинет министров, оппозиция может инициировать его досрочный роспуск, поэтому в настоящее время новый премьер прилагает все усилия для того, чтобы убедить своих главных политических оппонентов не разрушать состав правительства. Ни Нетаньяху, ни Барак пока не высказывались относительно того, дадут ли они действующему кабинету доработать до очередных парламентских выборов или постараются распустить его. Впрочем, Ливни делает вид, что этот вопрос ее не сильно беспокоит: "Я не боюсь выборов, и у "Кадимы" нет оснований беспокоиться за их исход. Просто в настоящее время они не нужны", - заявила она изданию Jerusalem Post.

Ципи Ливни в роли главного действующего лица израильского политического олимпа - одна из наиболее обсуждаемых в последние дни мировых тем. Некоторые наблюдатели прочат привлекательной и харизматичной Ливни лавры миротворца. Другие считают, что Ливни будет придерживаться жесткой линии и сравнивают ее с Маргарет Тэтчер. Третьи полагают, что все современные израильские премьеры обречены на то, чтобы считаться лишь подобиями внезапно сраженного недугом Ариэля Шарона. Все это происходит в условиях неопределенности и нервозности, царящих в израильском обществе. Внутренние противоречия уходят в тень на фоне внешнеполитических проблем, приобретающих для еврейского государства все большую остроту.

Помимо хронических и, вопреки всем усилиям, не поддающихся урегулированию конфликтов с радикальными палестинцами и с Дамаском, на новый уровень выходит противостояние Тель-Авива с Тегераном. Несмотря на международное давление, Иран продолжает работу над ядерной программой. Никто не верит, что этот проект, задуманный президентом Ахмадинежадом, носит исключительно мирный характер. Эксперты утверждают, что провести испытание атомного оружия Иран сможет уже в ближайшие два года. Зная об отношении к Израилю политической и религиозной элиты Исламской Республики, при каждом удобном случае грозящей "сионистскому режиму" расправой, предсказать развитие событий в регионе даже в среднесрочной перспективе очень сложно.

Сегодня мало известно о том, какую позицию по ключевым для еврейского государства вопросам займет новый глава правительства. С одной стороны, Ливни - протеже Ариэля Шарона, политика правых взглядов. С другой стороны, в последние годы Шарон не пользовался репутацией ястреба, а, напротив, пошел на ряд серьезных уступок палестинцам. Сама Ливни также продемонстрировала склонность к диалогу. Именно в ее бытность министром иностранных дел был начат большой переговорный процесс с лидером ФАТХ Махмудом Аббасом, а также были проведены непрямые переговоры между делегациями Израиля и Сирии в Стамбуле.

Тем не менее некоторые нюансы биографии нового премьера дают основания усомниться в ее принадлежности к лагерю "голубей". В прошлом Ливни долгое время сотрудничала с МОССАД и была причастна к ликвидации нескольких видных палестинских полевых командиров. Как известно, спецслужбы - один из наиболее консервативных институтов общества. К тому же не секрет, что в структурах, подобных этой, "бывших не бывает". Впрочем, глава правительства всячески отрицает наличие с ними тесных контактов: "Я не агент МОССАД, я агент перемен", - заявляет Ливни. Возможно, определенное влияние на взгляды премьер-министра имел род деятельности ее родителей. В свое время они были членами радикальной еврейской организации "Эцель", осуществлявшей диверсии против палестинцев.

Любопытно, что ведущее сирийское издание "Тишрин", тесно связанное с правительством страны, с энтузиазмом восприняло последние перестановки в израильском правительстве. В статье "Ципи - новая птичка Израиля" Ливни упоминается как "красавица из МОССАД", человек, обладающий всеми необходимыми качествами для того, чтобы возглавить правительство, а также как человек, знающий точную цену миру. Разумеется, с точки зрения автора статьи, мир зависит от готовности Израиля вернуть Сирии Голанские высоты. Правда, оптимизм сирийских журналистов имел для Ливни не только положительные последствия. Лидер "Ликуда" Биньямин Нетаньяху прокомментировал эти высказывания так: "Мы знаем, почему она так нравится сирийцам. Потому что Ливни слаба и не может управлять Израилем".

Создается впечатление, что в условиях многообразия внутренних и внешних проблем израильское общество пока само до конца не определилось с вопросом о том, лидера какого типа оно хочет видеть во главе страны. Поэтому Ципи Ливни, выступая перед камерами и микрофонами с победными реляциями, в действительности не может быть уверенной даже в том, что не лишится премьерского кресла еще до конца текущего года. Перемены, происходящие в мире и на Ближнем Востоке, заставляют Тель-Авив по-новому смотреть на пути дальнейшего существования во враждебном окружении. Ведь система безопасности, основанная исключительно на военно-политическом союзе с США, становится для Израиля все менее пригодной: Вашингтон теряет влияние в регионе, что создает для еврейского государства новые опасности. В этой ситуации у кого-то возникает соблазн поискать "сильную руку", которую в Израиле сейчас олицетворяют Барак и Нетаньяху, тем более что по данным социологических опросов, они опережают Ливни. С другой стороны, силовые акции способны принести только тактический успех, и это в Израиле хорошо понимают. В этой ситуации рядовому избирателю остается только голосовать сердцем.

Выбор читателей