Инфляция добралась до билетов на поезд

По решению Федеральной службы по тарифам проезд по железной дороге подорожает на 12%. Опубликованный ФСТ расчет прибыли ОАО "РЖД" позволяет говорить о дальнейшем повышении цен на транспорт




По решению Федеральной службы по тарифам (ФСТ) стоимость билетов на поезд повысится на 12%. Таким образом, годовое увеличение цен составит 27,7%.

Ранее тарифы на пассажирские перевозки регулировались один раз в год. Так, с 1 января 2008 г. они были повышены на 14%. При этом представители ФСТ заявили, что год будет разделен на периоды, в течение которых к среднегодовому тарифу будут применяться либо скидки, либо надбавки.

Пресс-служба ведомства ФСТ сообщила, что мера по увеличению стоимости тарифов записана в прогнозе социально-экономического развития страны до 2010 г., который был утвержден на заседании правительства 21 августа.

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК* Игорь Николаев считает, что рост тарифов даст дополнительно 0,1% - 0,2% инфляции в стране. При этом, по мнению эксперта, повышение цен не отразится на пассажиропотоке: "РЖД - монополия. Поэтому разве что, может, мизерный процент не поедет в отпуск по железной дороге".

Между тем представители ОАО "Российские железные дороги" отказались от комментариев. "Решение относится к компетенции ФСТ, и комментировать размеры повышения этих тарифов может только сама ФСТ либо правительство. Проект документа, видимо, был согласован с РЖД, однако за окончательное решение ответственность несет ФСТ. Российские железные дороги в рамках своей компетенции устанавливают тарифы на проезд в купейных вагонах и вагонах категории "люкс". Обычно это делается в конце года, так же будет и на сей раз. Информации о размерах планируемого повышения "купейных" тарифов у меня нет, а строить догадки на этот счет я не могу", - заявил начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев.

Также ФСТ утвердила документ, который показывает, на сколько нужно повысить проезд в плацкартном и общем вагоне, чтобы перевозки в них вышли на экономически обоснованный уровень. По приведенным в нем данным, для безубыточной деятельности РЖД проезд в плацкартных вагонах должен был в этом году подорожать на 78,4%, в 2009 г. - в 2,1 раза, в 2010 г. - в 2,4 раза.

Стоит отметить, что государство уже два года подряд компенсирует РЖД убытки от перевозки пассажиров. Так, в бюджете на 2008 г. на эти цели было выделено 19,4 млрд рублей.

Между тем, по данным газеты "КоммерсантЪ", РЖД предлагает изменить свою тарифную систему на грузовые перевозки, объединив невыгодный для госмонополии первый класс социально значимых грузов с прибыльным вторым. Принятие подобного решения вызовет резкий рост тарифов на большинство грузов (более чем на 50%). Поэтому РЖД предлагает сначала повысить цены на перевозку отдельных видов груза.

ФСТ и Минтранс подтвердили получение предложения от РЖД. Так, заместитель главы Федеральной службы по тарифам Виталий Евдокименко сказал: "Решение об унификации тарифных классов требует самой глубокой оценки с точки зрения экономических последствий для страны".

Между тем грузоотправители считают повышение цен неоправданным. Вице-президент "Роснефти" Игорь Ромашов отметил: "Это нанесет удар по всей отрасли".

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей