Дай бог, не в последний раз

Большая греческая свадьба: когда у героев не хватает слов, они начинают петь и плясать под музыку группы ABBA. Возможно, успех "Mamma mia!" в России вернет на экраны подзабытый жанр отечественного музыкального кино




"Mamma mia!", США-Британия-Германия, 2008
Режиссер: Филлида Ллойд
В ролях: Мерил Стрип, Аманда Сейфрид, Пирс Броснан, Колин Ферт, Стеллан Скарсгард.

Двадцатилетняя Софи (Аманда Сейфрид), собирается отпраздновать свадьбу со своим другом Скаем. Из случайно найденного в старых вещах дневника ее матери Донны (Мерил Стрип), в прошлом звезды танцплощадок, а теперь владелицы ветшающего отеля, девушка узнает имена трех мужчин (Броснан, Ферт, Скарсгард), каждый из которых имеет одинаковые шансы быть ее отцом. Софи тайком от мамы приглашает на торжество каждого из претендентов и, пока взрослые сводят старые счеты, пытается определить, чья же она дочь. Когда у героев не хватает слов (примерно каждые десять минут фильма), они начинают петь и плясать под музыку группы ABBA.

Собственно, песни шведского поп-квартета и есть самое главное в этом фильме. Кто-то скажет, что сюжет здесь не важен и история с большой греческой свадьбой (а все происходит на острове Калокаири) просто притянута за уши, чтобы связать два десятка поп-шлягеров в одно полуторачасовое действие. В принципе, так оно и есть, но все же любопытно, почему было решено использовать именно этот сюжет. Ведь в фильме звучат практически все хиты ABBA, за исключением разве что не подходящих к случаю Happy new year и Fernando. Получается, что долгий путь конвейерного производства популярных нетленок в чьей-то голове сложился именно в образ свадебного торжества, абсолютно вопреки реальной истории участников группы.

И, тем не менее, именно этот сюжет принес успех театральной постановке "Mamma mia!", заработавшей за все время своего существования около $2 млрд - больше, чем любой из самых кассовых фильмов за всю историю кино. К слову, прокатная судьба экранной версии мюзикла, которая сейчас выходит на экраны, тоже очень удачна: картина уже собрала больше денег, чем любой из музыкальных фильмов до нее. И хотя "Mamma mia!" трудно сравнивать с культовыми "Волшебником Оз" или "Бриолином", возможно, ее успех у нас (если он случится) вернет на экраны подзабытый жанр отечественного музыкального кино. Первый такой фильм стартует в прокате в январе; и, если все последующие фильмы будут на уровне "Стиляг" Валерия Тодоровского, за нашего зрителя можно будет только порадоваться. Пока же мы имели возможность только отслеживать отечественные локализации больших театральных проектов, вроде "Чикаго", "Кошек" или той же "Mamma mia!".

Без сомнения, шоу только выиграло от того, что обрело экранную версию, тем более что съемки картины поручили тому же режиссеру, которая ставила мюзикл, - Филлиде Ллойд. Во-первых, греческий остров в фильме настоящий, а не бутафорский, как в театре. Во-вторых, вместо профессиональных танцоров и певцов - поющие и танцующие звезды. Нашлись небольшие роли даже для бывших участников ABBA - Бенни Андерссона и Бьерна Ульвеуса. Наконец, в отличие от шоу, которое давали в Московском дворце молодежи, в нашем прокате песни не стали переводить, а гуманно снабдили русскими субтитрами. А ведь на русской постановке мюзикла еще можно было невольно стать свидетелем акции "Выходи за меня!" - когда молодые люди, предварительно договорившись с организаторами, на глазах у всей публики вставали и делали своим спутницам предложение.

Ничего подобного, хочется верить, на сеансах в кинотеатрах происходить не будет, хотя можете быть уверены: эйфорически настроенные зрители обязательно будут подпевать. Причем среди тех, кого накрыла волна необъяснимого счастья, с удивлением обнаруживают себя даже те, кто не питал до этого сильных чувств к шведскому квартету. Причина здесь в том, как работают в фильме первоклассные, но, надо признать, далеко не юные звезды.

Мэрил Стрип, которая давно зарекомендовала себя как хорошая певица – и в "Открытках с края бездны", и "Компаньонах", - перепевает и претанцовывает даже молодняк из кордебалета. От Донны не отстают две ее подруги из прошлого, бывшие участницы диско-трио "Донна и Динамо", тоже приехавшие на свадьбу. Но глядя на трех отлично сохранившихся тетенек пенсионного возраста, особенно на фоне неуклюжих Ферта и Скарсгарда (и Броснана, у которого, кроме того, обнаруживается противный дребезжащий голосок), кажется, что бабушки танцуют, как в последний раз. Надо отдать должное продюсерам: заставить больших артистов исполнять поп-шлягеры, карабкаясь по сараю, или забираясь на горную вершину, - это, конечно, рискованно, но зато дает отличный саспенс. Поэтому, когда оказывается, что до финала все добираются живыми и даже с целыми костями, как-то свободней начинаешь дышать и с легким сердцем радуешься заключительной песне. В которой, кстати, можно будет посмотреть на бывшего Джеймса Бонда, разряженного, как королева травести-шоу на "лав-параде".

Выбор читателей