Ереван и Тбилиси вышли на большую дорогу

Несмотря на принадлежность к разным военно-политическим альянсам, Ереван и Тбилиси стремятся, где это возможно, избегать острых углов в двусторонних отношениях, так как нуждаются в поддержке друг друга




Минувший вторник президент Армении Серж Саргсян провел в Тбилиси, где встретился со своим грузинским коллегой Михаилом Саакашвили и со спикером парламента Давидом Бакрадзе. Несмотря на принадлежность к разным военно-политическим альянсам, Ереван и Тбилиси стремятся, где это возможно, избегать острых углов в двусторонних отношениях, так как нуждаются в поддержке друг друга по ряду важных вопросов.

Армения, имеющая неурегулированные конфликты с двумя из четырех своих соседей, фактически находится в полублокадном положении, так как никакой связи с внешним миром через Азербайджан и Турцию нет уже около 20 лет. Постоянно открыты лишь границы с Грузией и Ираном, при этом главным экономическим и политическим партнером Еревана остается Москва. Как правило, грузы доставляются в Новороссийск, далее паромом транспортируются в порты Поти или Батуми, и только после этого автомобильным транспортом отправляются в Армению. Каждое обострение российско-грузинских отношений становится для Еревана серьезным испытанием, так как в такие периоды наземная и морская связь с Россией прекращается. Армянские власти не могут позволить себе всецелую поддержку Москвы в ее противостоянии с Тбилиси, так как в этом случае последний коридор в Россию окажется для Армении закрытым.

Специфику внешнеполитического положения Армении Серж Саргсян, избранный на президентский пост немногим более полугода назад, в полной мере ощутил после окончания боевых действий в Южной Осетии, когда возникла необходимость определиться с позицией. С одной стороны, признание Москвой независимости Цхинвала и Сухума явно на руку Еревану, ведь каждый подобный прецедент облегчает положение населенного армянами Нагорного Карабаха, вышедшего из-под контроля Баку и также стремящегося к международному признанию. Более того, если бы грузинское нападение завершилось успехом, азербайджанские власти получили бы серьезный аргумент в пользу начала боевых действий в Карабахе. Не следует забывать и о вероятности того, что Кремль оказывал на армянское правительство определенное давление с целью привлечь его на свою сторону.

Но бросить откровенный вызов Грузии Саргсян явно не готов, что и продемонстрировала его итоговая реакция на августовский конфликт. Ереван, в числе других участников Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), подписал резолюцию, осуждающую действия Грузии. В то же время о признании Арменией независимости Абхазии и Южной Осетии речь, конечно, не идет. Михаил Саакашвили дал понять, что такая позиция Еревана для Тбилиси приемлема. "Мы очень оценили позицию руководства Армении, связанную с поддержкой территориальной целостности Грузии. Армения однозначно, как и практически все страны мира, выразила поддержку единству Грузии и мирному урегулированию конфликтов в стране", - заявил он на итоговой пресс-конференции.

У Тбилиси, в свою очередь, также есть веские основания не портить отношения с Ереваном. Во-первых, после признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, внешняя политика Грузии стала гораздо более уязвимой, так как у оппонентов Михаила Саакашвили теперь есть возможность доставить Тбилиси большие неприятности, последовав примеру Кремля. Во-вторых, грузинские власти крайне заинтересованы в содействии официального Еревана в поддержании стабильности в Джавахетии, южном районе Грузии, населенном преимущественно этническими армянами. Там иногда возникают конфликтные ситуации, и армянские власти в таких случаях отправляют в регион своих эмиссаров, которые добиваются спада напряженности. Кроме того, для Саакашвили, у которого уже не осталось надежд на нормализацию отношений с Кремлем, Саргсян может стать своего рода посредником в контактах с северным соседом.

Роль России в кавказских хитросплетениях не столь очевидна, как может показаться на первый взгляд. Разумеется, в свете последних событий Кремль заинтересован в появлении у Тбилиси как можно большего числа оппонентов, и Ереван в этом смысле был бы весьма удачной кандидатурой. Однако это не означает, что Москве нужен серьезный армяно-грузинский конфликт, ведь в случае закрытия и этой границы функционирование российской военной базы, расположенной на севере Армении, окажется под вопросом.

В целом же региональная изоляция Грузии в сложившихся условиях совершенно невозможна, так как эта страна вовлечена в крупные экономические и политические проекты, инициированные Баку и Анкарой. Азербайджан и Турция сделали в строительство на территории Грузии нефте- и газопроводов, а также железнодорожного полотна слишком серьезные инвестиции для того, чтобы отказаться от ее поддержки.

Как известно, официальные Ереван и Анкара в последнее время интенсифицировали диалог, в результате которого между двумя странами предполагается установление дипломатических отношений и открытие границы. Однако итоговый документ, подписанный Сержем Саргсяном в Тбилиси, свидетельствует о том, что урегулирование проблем с Турцией – не вопрос ближайшего будущего. Президенты договорились о создании консорциума, задачей которого будет строительство новой автомобильной дороги, проходящей с территории Армении в Батуми. Это означает, что черноморские порты Грузии в обозримом будущем останутся главными перевалочными базами для армянского импорта и экспорта. Вопрос в том, будут ли паромы бесперебойно курсировать между Батуми и Новороссийском.

Выбор читателей