За независимость Косово будут судить

Генассамблея ООН приняла резолюцию об обращении Сербии в Международный суд по вопросу о провозглашении независимости Косова. Правительство Сербии считает это решение торжеством международного права




Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию об обращении Сербии в Международный суд по вопросу о провозглашении независимости Косова. Правительство Сербии считает решение ООН не только дипломатической победой своего государства, но и торжеством международного права. Проект резолюции, предложенный Белградом, поддержали 77 стран-членов ООН, 74 государства воздержались, и только 6 высказались против намерения Сербии опротестовать одностороннее провозглашение независимости Косова в судебном порядке.

Сербские политики спешат подчеркнуть, что обрели сторонников даже среди тех, кто в числе первых признавал сепаратистскую Приштину. Например, ссылаются на мнение официальных лиц Коста-Рики, второй после Афганистана страны, признавшей независимость Косова. Центральноамериканское государство готово отозвать свое решение, если Международный суд признает косовское самоопределение нелегитимным.

Белград не смущает тот факт, что рассмотрение обращения о статусе Косова может занять от полугода до двух лет. Генассамблея ООН не намерена форсировать события, а Сербия не считает необходимым акцентировать на этом внимание. Международный суд сам определит срочность жалобы. Его решение не будет иметь необратимого значения для судеб двух балканских государств - Сербии и Косова, но, безусловно, станет прецедентом и даст пищу для размышлений правительствам тех стран, в которых отмечена сложная полиэтническая ситуация и имеются сепаратистски настроенные политические группировки.

Заключение Международного суда будет иметь консультативный характер. Это позволяет сегодня косовским властям бравировать и утверждать, что провозглашение независимости является окончательным решением и статус Приштины уже не может быть изменен. По мнению премьер-министра Косова Хашима Тачи, попытка властей Сербии добиться судебного рассмотрения вопроса о статусе спорной территории является продолжением старой политики, уже приведшей в свое время к эскалации конфликта, и "грубо попирает волю косовских граждан".

Но Белград, в отличие от Приштины, демонстрирует куда большее стремление к мирным переговорам и готовность апеллировать к международным сообществу и праву, нормы которого не всегда и не везде соблюдаются, но и не отменены фактом провозглашения независимости Косова. К примеру, в конце сентября президент Сербии Борис Тадич предложил подумать о создании на территории Косова албанской и сербской автономий.

Такой вариант развития событий, конечно, не является предпочтительным для сербских властей. Но все же может рассматриваться ими в том случае, если иные способы борьбы за территориальную целостность государства не приведут к желаемому результату. Выступая с подобным заявлением по прошествии семи месяцев после провозглашения независимости Приштиной, Тадич больше рассчитывал на повышение авторитета Сербии в глазах мирового сообщества, нежели на согласие косоваров.

Правительство Косова отвергает возможность такого развития событий. Уверенности Приштине придает неослабевающая поддержка со стороны Вашингтона. Уже после того, как президент Сербии озвучил свои инициативы, Косово посетил глава Пентагона Роберт Гейтс. Американский военный чиновник усомнился в том, что обсуждение перспектив раздела республики вообще когда-либо будет возможно.

Для рассмотрения обращения Сербии Международный суд обязан будет определить круг заинтересованных стран, организаций и структур, имеющих отношение к решению этого вопроса, проведет публичные прения. Есть все основания полагать, что обсуждение статуса Косова не обойдется без участия России.

Для Москвы заключение Международного суда о возможности одностороннего провозглашения независимости частью территории суверенного государства, приведшего к нарушению его территориальной целостности, будет иметь большое значение. Комплекс дипломатических осложнений, возникший после поддержки Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, еще далек от разрешения.

При этом уровень поддержки суверенитета Косова странами-членами ООН несравнимо выше того, на который могут рассчитывать кавказские сепаратисты. В конфликте Сербии и Косова Москва традиционно поддерживала Белград, а значит, не может и умалить правовое и моральное значение решения Международного суда.

Складывается парадоксальная ситуация: России для компенсации негативного эффекта, произведенного на мировое сообщество кавказской политикой, было бы выгодно поражение Сербии в Международном суде. По крайней мере, если международные судьи сделают заключение о доминировании права народа над суверенитетом государства, это может уменьшить энтузиазм официального Тбилиси последовать примеру Белграда и не приведет Россию на скамью подсудимых в Международном суде.

Пренебречь принятым решением, ссылаясь на необязательность его характера, также было бы рискованным дипломатическим шагом. Москве остается ждать заключения суда и работать над улучшением отношений с основными оппонентами, ведь нельзя исключать, что они окажутся куда менее принципиальными и последовательными, чем Белград.

Выбор читателей