Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Судя по выступлениям его коллег, высказанное – не просто мнение. Это приговор отношениям, в которых младший партнер добровольно брал на себя обязательства слепо следовать советам гуру. Отсылка к "богатым государствам" – очень небрежная попытка уйти от обвинения конкретно США в ответственности за происходящее. Неделей ранее тот же да Силва упрекал Вашингтон в том, что тот навязывал Латинской Америке "прописные истины" экономического порядка, а сам им не следовал. Упрек не только справедливый, но и крайне значимый для всей последующих тенденций в сфере экономики, политики и геополитики. "Третий мир" в лице своих наиболее решительных лидеров, очевидно, готов выйти из-под опеки США, которая сегодня выглядит довольно-таки немотивированной. И уже сейчас хорошо видно, что именно Латинская Америка становится мотором этого процесса.
За почти двадцать лет, прошедших с момента распада СССР, Латинская Америка никогда не была так близка к сходному пониманию своих интересов. При всем различии экономических и политических реалий, государства региона тяготятся ролью "заднего двора" Соединенных Штатов, вечной зоны их "жизненных интересов". Подобные эмоции не новы, однако, в отличие от неспокойных "национально-освободительных" 60 - 70-х гг. прошлого века, сегодняшняя Латинская Америка – не просто пробуждающийся континент. Экономики Бразилии, Чили, Аргентины демонстрируют впечатляющий рост. Другие страны к ним подтягиваются – с разной скоростью, но вполне заметно. И США – все более неуверенные, все менее удачливые – в глазах левоцентристских или откровенно левых лидеров этого региона становятся досадной помехой на пути к процветанию. Что неудивительно: ведь по оценке Institute of International Finance, в связи с кризисом вложения частного капитала в 30 развивающихся стран по всему миру, включая страны Латинской Америки, упадут в этом году по сравнению с прошлым почти на треть – до $619 миллиардов. А в следующем году – еще на $60 миллиардов.
Отсюда – стремление найти новые точки опоры как внутри региона, так за его пределами. Отсюда же – начавшееся восстановление тесного сотрудничества с Россией. Это не конъюнктурный сюжет, привязанный к "священной войне", объявленной Чавесом Бушу, или к намерению Москвы посильнее ущипнуть Вашингтон за его нескромное поведение на Кавказе. Эксперимент по доставке своим ходом в Венесуэлу стратегических бомбардировщиков и масштабных учений ВМФ обеих стран в акватории вблизи от Панамского канала – лишь наиболее эффектная часть взаимодействия. Москва не просто продает Венесуэле оружие: во всяком случае не так, как она это делает при сделках с другими странами. Она вооружает это государство, отлично осознавая, что Уго Чавес, в отличие от какого-нибудь ближневосточного эмира, при случае воспользуется им без раздумий. "ЛУКОЙЛ" и "Газпром" не просто идут исследовать бассейн реки Ориноко. Они – будущая доказательная база Москвы, которая при необходимости реализует свое право вмешаться в ситуацию, требующую защиты интересов.
При этом Москва дает понять, что особые отношения с Каракасом – лишь следствие того, что Уго Чавес дальше своих коллег по региону продвинулся в дружбе с Россией. Которая, в свою очередь, готова дружить со всеми. И активно. В преддверии Дней России в Латинской Америке, которые пройдут в октябре-ноябре этого года, об этом говорят не только эксперты или дипломаты. Говорит уже и церковь. "Наступает время, когда власти и общество должны осознать, что Латинская Америка должна стать приоритетом для российской внешней политики", – приводят информагентства главы Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Кирилла.
Москва всячески поощряет расширение созданной Чавесом т.н. Боливарианской альтернативы (АЛБА) – союза латиноамериканских государств, отстаивающих в сфере политики и экономики независимость от "гринго". Боливия, Эквадор и Парагвай, левеющий Гондурас, не говоря уже о Кубе, Никарагуа и Венесуэле, в формате складывающейся парадигмы видят сегодня в России один из полюсов геополитического противоборства. И когда почти синхронно Боливия, Венесуэла и Гондурас выставляют из страны американских послов, они знают: эти действия не идут вразрез с тенденциями сегодняшнего дня хотя бы потому, что вызов США бросают в самых разных точках планеты.
Нет сомнений, что если после президентских выборов новая администрация Белого дома не сможет или не захочет найти общий язык с Россией, последней есть чем еще подсобить своим латиноамериканским друзьям. Очень перспективной могло бы стать поощрение создания на базе АЛБА военного союза. С политической, да и с коммерческой точки зрения для Москвы это был бы весьма выгодный проект.
Другим взносом России в благородное дело объединения Латинской Америки стала бы посильная помощь в полноценном развитии Банка Юга – регионального банка развития, созданного почти год назад Аргентиной, Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Парагваем, Уругваем и Эквадором. Если Москве раньше и лучше других удастся справиться с сегодняшним кризисом, то ее участие в этом проекте в том или ином качестве наверняка будет востребовано.
В любом случае, всем очевидно, что на шахматной доске геополитики все более уверенно чувствуют себя фигуры, еще недавно считавшиеся пешками. Логика растущего противостояния заставляет Россию предпринимать усилия, выводящие эти пешки в более сильные фигуры. Усиливая еще один центр противодействия США, Москва наращивает и свои собственные возможности. Не ясно, насколько бдительно следят за этим в Вашингтоне, учитывая тот факт, что значительное число стран с их "заднего двора" полны решимости превратить этот двор в фасад собственного дома.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт