Найден виновник роста цен

Скачок цен на продовольственные товары вызван ростом доллара, полагают аналитики. Все, что теперь ввозится в Россию, стоит дороже, и на этом фоне местные игроки радостно поднимают цены. Причем положение будет только усугубляться




"В России кризиса нет!" – невзирая на начавшееся сокращение штатов, снижение зарплат и другие настораживающие явления, эти слова как мантру вот уже недели три не устают повторять практически все более-менее публичные люди - от высокопоставленных чиновников до представителей крупного (и не очень) бизнеса. Вот и в минувший четверг они рефреном звучали на круглом столе на тему "Цены, продукты, ритейл – проблемы и прогнозы" применительно к обсуждаемой отрасли.

"Ощущение кризиса у нас значительно гипертрофировано информационным накалом, то есть он не столько ощущается, сколько мы о нем говорим, – посетовала директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. – Эти разговоры создают нервозное напряжение в бизнес-кругах и просто у населения. А экономика – очень чувствительный инструмент, и если возникают тревожные слухи, то, даже если они неоправданны, они, в конце концов, начинают находить подтверждение". Как отмечает эксперт, покупательная способность населения в некоторых регионах страны, например в Калининграде, действительно сокращается, и это отражается на среднем чеке в магазинах. Но в то же время есть регионы, где покупательная способность, наоборот, сохраняет растущую динамику. В частности, подобным благополучием могут похвастаться Урал и Сибирь.

По словам Канунниковой, под ударом оказались крупные сети, которые почувствовали себя уверенно в условиях растущего рынка и амбициозно замахнулись на федеральные масштабы, на межрегиональное развитие, взяли под эти цели кредиты и включились в новые финансовые инструменты. Их рискованные бизнес-решения в нынешней ситуации могут стать губительными. "Ритейлу, у которого большие долги, придется либо расстаться с собственностью, которой эти компании владеют, либо эти компании просто перейдут в другие руки", – прогнозирует руководитель аналитического отдела инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина.

Впрочем, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Тимофей Нижегородцев представителей крупного ритейла успокоил. Он напомнил, что в условиях кризиса государство посчитало правильным сохранить ряд системообразующих компаний, а такие организации есть в любом секторе экономики, в том числе и в розничной торговле. По словам чиновника, именно стремление поддержать системообразующую компанию стало причиной того, что ФАС недавно в рекордные сроки согласовало сделку по приобретению "Евросети" "ВымпелКомом".

Нижегородцев полагает, что кризис очистит рынок от неумелых бизнесменов, перераспределив их активы в пользу более успешных компаний. Вкупе с государственной помощью это позволит в целом сохранить инфрастурктуру рынка, поставить во главе компаний новый менеджмент, снизить риски и хеджировать все возможные последствия. Однако есть и серьезный риск. "Понятно, что, в результате подобных мер эти компании усилятся и получат дополнительные возможности для давления на рынке, после того как дым рассеется, – поясняет представитель ФАС. – Поэтому государству очень важно создавать систему охранительных мер, которая бы защищала от этого давления малые и средние сети и поставщиков".

К слову, о поставщиках. Директор департамента по связям с общественностью торговой сети "Мосмарт" Евгений Сухарников заметил, что неправильно валить на сетевую розничную торговлю всю вину за повышение цен: "Не только сети кредитовались, кредитовались и поставщики, и дистрибьюторы. И сети не имеют рычагов воздействия на производителей для того, чтобы те не повышали цены. Поставщики закладывают свои риски в реальную цену товаров". В качестве примера он привел рекордный урожай зерновых в этом году. В Европе, по словам эксперта, цены на зерновые продукты (хлеб, мука и т.д.) упали в три раза. А в России, где урожай оказался в пять раз выше, держатся на прежнем уровне.

Правда, по мнению других участников встречи, представитель сетевой торговли лукавит. "Это проблема взаимодействия крупных сетей с крупными поставщиками, а малые производители лишены возможности повышать цены", – уверяет вице-президент "ОПОРы России" Владислав Корочкин. Он поясняет, что препятствием для повышения цен являются договоры с сетями, в которых прописаны подобные ограничения. "При этом давление на них ощущается достаточно сильное с точки зрения отсрочки платежей и т.д.", – добавляет эксперт.

Поддерживает его и представитель ФАС. По словам Нижегородцева, рычаги воздействия на поставщиков у сетей имеются, да еще какие. Это и так называемая "плата за вход" (возможность разместить свой товар на торговой полке), и всевозможные штрафы, услуги и иные доплаты, которые взимаются якобы для покрытия операционных издержек. А поставщики, в свою очередь, вынуждены включать эти поборы в стоимость товаров. По словам чиновника, поставщики, опрошенные ФАС, привели пример одной сети, у которой в 2005 г. общая наценка составляла 12% - 15%, а в 2008 г. - 40%. При этом доля поставщика не изменилась – 7%. Сейчас антимонопольное ведомство ведет проверку подобных фактов.

В любом случае, зарабатывать ритейлерам теперь станет тяжелее. "Ренессанс Капитал" прогнозирует рост рублевых доходов населения в следующем году на уровне 16% в номинальном выражении (около 4% реального роста), тогда как ранее они росли примерно на 30% в год. Экономика, предположительно, будет расти примерно на 5% - 7% в год, а инфляция составит порядка 10%.

При этом у населения не будет доступа к потребительскому кредитованию. Банки будут кредитовать либо под очень высокие проценты, либо не будут кредитовать вообще; население, в свою очередь, отложит на неопределенный срок приобретение не самых необходимых товаров.

По мнению некоторых участников круглого стола, это вызовет снижение цен на подобные вещи. Однако Наталья Загвоздина с ними не согласна. "Может быть, цены прекратят расти теми бешеными темпами, которыми росли, но их снижения мы не ожидаем, – сказала она корреспонденту "Yтра". – Да, у кого-то доходы не будут расти и даже, может, понизятся. Но это не коснется всех групп населения. У кого-то все равно доходы вырастут. Структура потребления изменится, она перераспределится в пользу товаров повседневного спроса, которые необходимы. Какие-то покупки будут отложены, в том числе потому, что потребительское кредитование станет недоступно. И продажи товаров, которые традиционно покупались в кредит, упадут. Но я не думаю, что их производители начнут снижать цены. В ноль они работать не станут. Просто будут увольнять персонал, сокращать производство. Производители, скорее, закроют производство и перестанут производить свой товар, пока не возникнет спрос".

Что же касается недавнего скачка цен на продовольственные товары, по мнению аналитика, он вызван ростом доллара по отношению к рублю и евро. "Все, что теперь ввозится в Россию, стоит дороже. Так, относительно импорта и местные игроки цены радостно поднимают, – поясняет Наталья Загвоздина. – И это только будет усугубляться, к сожалению. Доллар будет расти. Это не связано с положением американской экономики. В России есть спрос на доллары просто потому, что население не знает, где и в чем держать деньги, да, собственно, и банки тоже".

Выбор читателей