Кризис нужно напугать!

В столицу приезжает с гастролями клоун-мим-театр "Лицедеи". В преддверии этого события корреспондент "Yтра" побеседовала с директором театра Борисом Петрушанским


ФОТО: licedei.com



На московские улицы пришел праздник – в столицу с гастролями приезжает клоун-мим-театр "Лицедеи". В преддверии этого события корреспондент "Yтра" побеседовала с директором театра Борисом Петрушанским.

"Yтро": Кем вы мечтали стать в детстве?

Борис Петрушанский: Кем я только не мечтал быть! И главное, все, о чем мечтал, перепробовал. Я и геологией увлекался, и палеонтологией, и археологией. Я поступал в театральный институт, не поступив в университет на отделение археологии. Жизнь дала мне такой выбор, и я не жалею. Но и археологию не оставляю – иногда езжу в экспедиции, если времени хватает.

"Y": Как же вы пришли к тому, чем занимаетесь сейчас?

Б.П.: Честно говоря, в театр меня позвал Полунин. Я делал известную программу "Шоу-01", которую создали писатели-юмористы, в числе которых Виктор Белевич, Владимир Николенко, Михаил Городинский и Семен Альтов. В этой программе я впервые увидел театр Полунина, а он увидел то, что я делаю. Ему понравилось, и он позвал меня в театр.

"Y": На ваш взгляд, клоун – это профессия, призвание, божий дар?

Б.П.: Я думаю, и то, и другое, и третье. Клоунада – это высшая форма актерского мастерства, на мой взгляд. Клоун может все, ему дается любая роль: клоун может сыграть и трагифарсовую роль, и драматическую. А вот актерам драматического театра сыграть клоуна сложнее: он будет ряженым. Я не видел клоунов, пришедших из театра.

"Y": Что нужно, чтобы стать хорошим клоуном? Есть какая-то составляющая успеха?

Б.П.: Все то же, что и делает людей любой профессии профессионалами: самоотдача, талант, труд и увлечение своей работой.

"Y": Расскажите о спектакле, который вы покажете московским зрителям.

Б.П.: Мы привозим "Семьянюков" – один из самых цельных и сюжетных спектаклей за всю лицедейскую историю. Он сделан нашими учениками, которые закончили школу-студию "Лицедей-лицей". Идея постановки, как мне кажется, вселенская: ни один человек не живет без семьи или не рожден без семьи, и семья – это то, что так или иначе окружает каждого человека. Эта безумная семейка объединена любовью друг к другу. Актеры на сцене шутят, делают что-то невероятное, и все на таком энергетическом заводе, что зрители перестают быть зрителями и становятся участниками спектакля. Все находятся в едином порыве, и финал спектакля имеет неожиданный ход – это сюрприз, который становится праздником для всех.

"Y": То есть актеры импровизируют по ходу действия?

Б.П.: В спектакле много незапланированного. Актеры импровизируют в процессе, потому что каждый день разные залы, разные зрители, разные страны. Поэтому нет одинаковых спектаклей. Сколько бы я их ни смотрел, они все разные, не хуже-лучше, а разные по исполнению, по ритму, но идущие по одной сюжетной схеме.

"Y": Вы сказали, что зрители становятся участниками спектакля. Происходили какие-то курьезные случаи в связи с этим?

Б.П.: Наши актеры выходят в зрительный зал тогда, когда видят, что зритель в этом нуждается, что он их приглашает, приближает к себе. Много было невероятных историй, одна из них произошла в Китае, в Макао. Мы играли в огромном театре. Шел эпизод, когда герой Папа уходит из семьи. Когда он вышел со сцены и пошел в зрительный зал, почти сразу его остановил маленький мальчик, начал дергать его за рукав, карман пиджака, даже оторвал его. Мальчик стал возвращать его в семью, на сцену. Потом к нему подключились другие дети. Возникло неожиданное решение: актеры поняли, что Папе не удалось до конца отыграть мизансцену, была сымпровизирована сцена встречи. Ребенок относился к происходящему на сцене не как к спектаклю, а как к жизни другой семьи, переживал за нее и откровенно реагировал. Для актеров это был невероятный день. Мы долго потом обсуждали, говорили, пытались на будущее понять, как реагировать на это. Актеры готовы к таким невероятным поворотам.

"Y": Вы говорили о школе "Лицедей-лицей", расскажите о ней подробнее.

Б.П.: Это школа клоунады, которая существует при театре "Лицедеи". Первые выпускники – еще полунинского набора – это известные актеры. Среди них и Наталья Фиссон из "Комик-треста", и Георгий Делиев из театра "Маски". Первое поколение выпускников разлетелось по разным театрам: люди, закончив эту школу, создали свое. Следующие поколения остаются в нашем театре. Получается, что никто не уходит из "Лицедеев", только репертуары разнятся: один выпуск сделал спектакль "Семьянюки", другой выпуск делает сейчас два новых спектакля. Самое главное, что молодые актеры уже с первого курса работают вместе со старыми.

"Y": Ваши старые постановки пользовались оглушительным успехом у зрителей. Нет ли планов возобновить их?

Б.П.: Есть идея восстановления старых спектаклей "Бессонница" и "Доктор Пирогов", которые не играются, незаслуженно оставлены, но это будет новая, современная редакция. В них, может быть, будут участвовать те актеры, которые играли раньше, – Юрий Гальцев, Леонид Лейкин, звезды нашей эстрады и клоунады будут иногда возвращаться в дом, который дал им рождение.

"Y": Где проходили ваши последние выступления?

Б.П.: Мы приехали после гастролей по Франции. В нескольких городах у нас были марафоны по восемь - десять спектаклей. Залы были заполнены до отказа, каждый день были аншлаги. Я увидел почти советскую картину, когда люди спрашивали лишний билетик, что для западного зрителя невероятно. Впереди много работы, хотя в воздухе и витает экономический кризис.

"Y": Он никак не повлиял на ваши планы?

Б.П.: Кризис на всех влияет. Но, на мой взгляд, надо не сдаваться, покупать билеты на спектакли, а не сидеть дома и ждать когда же он грянет. В этом будет какая-то вера и победа. В древние времена люди шумом, танцами отгоняли все плохое. Так же и тут – кризис нужно напугать!

Выбор читателей