Микеланджело зашифровал в своих фресках нецензурные послания

Великий мастер был еще и незаурядным юмористом. Расписывая Сикстинскую капеллу, он зашифровал в рисунках оскорбления в адрес заказчика, Папы Пия Юлия II, и намеки на свою нетрадиционную сексуальную ориентацию




Великие мастера оставляют на своих произведениях не только автографы, но в некоторых случаях и кое-что еще. Знаменитый Микеланджело, расписывая Сикстинскую капеллу, зашифровал в хитросплетении линий ряд оскорбительных высказываний в адрес Папы Юлия II, который, к слову, был заказчиком работы.

Традиция начертания известных слов из трех букв и их "родственников", видимо, была не чужда даже признанным гениям. Тайну Микеланджело раскрыл ватиканский экскурсовод Рой Долинер, написавший в соавторстве с раввином Бенджамином Блечем книгу The Sistine Secrets: Michelangelo's Forbidden Messages in the Heart of the Vatican ("Сикстинские секреты: Запретные сообщения, которые Микеланджело оставил в самом сердце Ватикана"). Труд энтузиастов выдержал уже два итальянских издания, а недавно вышел и на английском.

Как уверяет сам Долинер, в книге нет ни слова выдумки, равно как и нападок на Католическую церковь. Цель написания The Sistine Secrets - скорее, выявить связи между христианством и иудаизмом, поскольку, кроме своего мнения о Юлии II, Микеланджело зашифровал также ряд еврейских, каббалистических и языческих религиозных символов. Автор преследовал свои цели: он хотел донести до потомков "мистическое послание вселенской любви - мост взаимопонимания между двумя религиями", заявляет Долинер.

Написанию книги предшествовали шесть лет непрерывных исследований. Рассказать о своем открытии миру Долинера побудила находка, сделанная им еще в 1999 году. Тогда он обнаружил, что два символа, которые раньше все принимали за "альфу" и "омегу", на самом деле представляют собой буквы из иврита, а в сцене Страшного суда, которую Микеланджело живописал за алтарем, исследователь обнаружил фигуры двух евреев.

Ватиканский гид открещивается от обвинений в свой адрес: злопыхатели считают, что Долинер решил использовать феномен "Кода да Винчи" и нажиться на этом. Исследователь, в свою очередь, заявляет, что свою работу он начала задолго до того, как вышла книга Дэна Брауна. Долинер, по собственному признанию, приступал к разгадке тайны Микеланджело убежденнейшим скептиком, однако в дальнейшем он убедился, что обнаруженные им совпадения носят далеко не случайный характер, и "кусочки паззла сложились".

Ругательства в адрес Папы Микеланджело увековечил не случайно: заказ был из тех, от которых не отказываются, и мастеру пришлось взяться за работу исключительно из-за страха перед ненавистным ему понтификом. На то, что художник имел склонность к однополой любви, по мнению Долинера, указывают изображения содомитов и тот факт, что Микеланджело не удавались женские фигуры и он ни разу не привлекал в качестве моделей девушек и женщин.

Выбор читателей