Трава у дома твоего

"Ананасовый экспресс" – комедия из жизни конченных наркоманов, которые, в отличие от их привычной роли в кинематографе, выступают в качестве суперположительных героев

Ананасовый экспресс: сижу, курю (Pineapple Express)
США, 2008
Режиссер: Дэвид Гордон Грин
В ролях: Сет Роджен, Джеймс Франко, Амбер Херд, Билл Хэйдер, Джеймс Ремар, Гэри Коул





Команда Apatow Productions, этот очередной современный, правда, очень-очень лайт-аналог поекта Monty Python, некогда перевернувшего представления о комедии, пробует себя в различных жанрах. После парочки "Сорокалетнего девственника", "Немножко беременна") и недавнего хита "СуперПерцы", нас пытаются развеселить незатейливым боевиком. Имеют право.

Сценарий написал любимый Джадом Апатоу (в данном случае он выступает в качестве продюсера) специфический актер Сет Роджен, фильмы с которым в последнее время прочно заняли комедийную нишу, чему свидетельством вышедший не так давно "Зак и Мири снимают порно".

Искрометный юмор пары Апатоу/Роджен находит у американцев примерно такой же отклик, как у наших зрителей - продукция "Камеди Клаб". Стремление публики громко хохотать во время поглощения попкорна полностью удовлетворяется фильмами типа "Ананасовый экспресс. Сижу, курю". Единственное, что слегка удивляет, - выбранная в данном случае тема, поскольку перед нами экшен-комедия из жизни конченных наркоманов, которые, в отличие от их привычной роли в кинематографе, выступают в качестве суперположительных героев.

Как известно, полиция в Америке продажная, наркодельцы, само собой, – бессердечные убийцы, и лишь парочка удолбанных в хлам анашистов – золотые чуваки, которым просто слегка не повезло. Угораздило же вляпаться в интригу с мегакрутым видом марихуаны под кодовым названием "Ананасовый экспресс". Его эффект, как говорит вечно обдолбанный дилер Сол (Джеймс Франко), подобен тому, "как если бы на единорога, с целью поимки, сбросили бомбу". Это настолько мощный и эксклюзивный товар, что шутка о единороге, пожалуй, самая смешная в фильме.

Один судебный исполнитель, вечно потный и сексуально озабоченный увалень Дэйл (Сет Роджен), трахающийся с безмозглой десятиклассницей, всю жизнь мечтал попробовать это чудо голландской гидропоники. После плотной укурки в доме торчка-дилера он случайно становится свидетелем убийства коррумпированными копами какого-то проштрафившегося "пушера" в открытом взорам прохожих шале наркобарона на Сансет-бульваре и в панике выбрасывает бычок с "ананасовым экспрессом" прямо на дорогу рядом с местом преступления. А сила этой "великой травы с берегов Ганга" такова, что незадачливых товарищей по кайфу буквально по виду окурка вычисляют местные злодеи, и начинается их травля по всему Лос-Анджелесу.

Если бы не столь смелое обращение к запретной, в общем-то, теме (в смысле ее романтизации), фильм был бы очередным ситкомом, рассчитанным на самый непритязательный вкус. Но надо учитывать, что буквально в каждом кадре перед нами "в дым убитые" нарки, встретить которых можно лишь в анекдотах. Они водят машины, работают, контактируют с обычными людьми, стреляют, дурачатся – не вынимая "штакетины" изо рта. Это внушает некоторое уважение к авторам фильма, особенно если учесть, что марихуана везде, кроме Нидерландов, запрещена. Итак, сюжет опровергает расхожее мнение, что, дескать, наркотики сами по себе – зло. Да, они несут одни неприятности, но именно в силу своей нелегальности. Главный герой рассказывает в самом начале, что выкуривает в день до десяти "косяков", и все дальнейшее действие этот факт подтверждает, но кроме повышенной нервозности персонажи ничем не отличаются от рядовых американцев. Разве что более крутые и где-то в глубине души – более добрые, что ли.

Сет Роджен манифестирует довольно спорный тезис о том, что марихуана куда более безобидный наркотик, чем алкоголь. В каком-то смысле его можно понять: мало кому покажутся смешными выходки, скажем, пьяных в дупель алкашей, и уже само это вынужденно-агрессивное поведение анашистов должно вызывать смех. Поэтому весь юмор ситуации в том, что экшен-сцены в исполнении сильно тормозящих героев должны вызывать у зрителя хохот.

У меня есть большие сомнения, что российскому зрителю поголовно, или хотя бы в значительной степени, понятен эффект, вызываемый вдыханием небольшой концентрации тетрагидроканнабинола. И тем, кому не приходилось сталкиваться с подробными психоактивными веществами (почему-то мне кажется, что таких в зрительном зале будет как раз большинство), вряд ли хотя бы одна шутка из фильма покажется смешной. Главным образом, еще и потому, что он безобразно, убийственно плохо дублирован. Мало того, что все 180 "факов" (придирчивые критики всегда их считают) заменены на "черт" и прочие безобидные эвфемизмы, в данном контексте звучащие диковато, так ведь и весь специфический "наркомовский" жаргон редуцирован до обычной, даже чересчур литературной речи. Вот зачем, скажите на милость, в том случае, когда можно было бы пустить титры и дать хотя бы минимальную возможность оценить чувство юмора Сета Роджена и Джада Апатоу, на коленке, без любви, дублировать столь специфическое кино – ума не приложу. Ну понятно, что безработным актерам, чья карьера целиком зависит от "дублерской мафии" (не удивляйтесь, говорят это самая мощная неформальная группировка в киноиндустрии), нужно давать полноценную работу... Но в данном случае весь комедийный эффект, если такой и имелся, в чем я смею усомниться, – смыло в унитаз наподобие того, как смывают пакетики наркотика при появлении полицейских. Так же очевидно, что у таких фильмов всегда найдется значительное число поклонников, причем куда большее, чему у действительно смешных лент. В этом великая сила и основа успеха индустрии развлечений, кому-то позволяющая делать далеко идущие, даже философские выводы о природе человеческих страстей. Но мы этого делать не будем, потому что всякое кино хорошо, кроме скучного, а комедии по определению наименее скучный жанр. Хотя и не все.

В прокате с 4 декабря

Выбор читателей