"Наше радио": десять лет – полет нормальный!

Корреспондент "Yтра" встретилась с гендиректором "Нашего радио" Михаилом Зотовым, чтобы узнать, как любимая многими радиостанция собирается отметить десятилетний юбилей и какие у нее планы на будущее




Корреспондент "Yтра" встретилась с генеральным директором "Нашего радио" Михаилом Зотовым, чтобы узнать, как любимая многими радиостанция собирается отметить десятилетний юбилей и какие у "Нашего радио" планы на будущее.

"Yтро": "Нашему радио" исполнилось десять лет. Как будете отмечать юбилей?

Михаил Зотов: Будет специальное закрытое мероприятие для друзей. Мы не хотели как-то широко это отмечать, просто выбрали хороший уютный зал, пригласили выступить десять музыкантов, которых мы очень любим и которые любят нас, пригласили наиболее активных слушателей. Купить билет нельзя – его можно только выиграть в эфире. Мы постарались сделать много интересного. Мероприятие пройдет в "Опере", звучать музыка будет не самым привычным для людей образом, это будет негромкий концерт с очень теплой атмосферой.

"Y": И кто приглашен? Или это секрет?

М.З.: Не секрет. "Смысловые галлюцинации", Пелагея, "Крематорий", Александр Ф. Скляр, Александр Васильев, Юта, Сурганова, "Король и шут", "Пилот", "Мумий Тролль". Этих артистов мы считаем своими друзьями и думаем, что им будет приятно выступить у нас на десятилетии.

"Y": Какое-то неформальное общение музыкантов и публики планируется?

М.З.: По большому счету, нет. Планируется такой четырехчасовой марафон, это будут выступления, которые перемежаются некоторыми арт-зарисовками. Какого-то глубокого общения во время концерта точно не планируется, а после... ну, посмотрим. Как получится.

"Y": В одном из своих интервью вы говорили, что Интернет – это конкурент для радио. Однако сейчас активно осваиваете интернет-пространство. Решили приручить конкурента, или в данный момент это необходимость?

М.З.: Интернет, по сути дела, является конкурентом частоте FM, а не продукту, который мы делаем. Поэтому портал "Наше.ру" не является конкурентом "Нашему радио" или его интернет-альтернативой. Скорее, он часть продукта под названием "Наше", продолжение "Нашего радио" в новом пространстве. Интернет предоставляет огромные возможности, например, блоги, которые традиционному радио технически недоступны. И если диджеи получают возможность непосредственного контакта со слушателем в Интернете, то слушатели и пользователи Всемирной паутины превращаются в одну большую редакцию, становятся соучастниками процесса. На данный момент без интернет-аудитории наш эфир был бы заметно скучнее, ведь мы лишились бы десятков тысяч мнений, жизненных историй.

Что касается дальнейшего развития бренда в Интернете, то мы будет делать акцент на социальной функции радиостанции. Мы можем предоставить людям больше возможностей для общения, для развлечения, для помощи друг другу.

"Y": Интернет помогает понять, чего хочет аудитория?

М.З.: Конечно, можно использовать Интернет и для этого, но мы такой задачи не ставим. "Наше радио" ставит вопросы, задает тон, предлагает над чем-то подумать. Слушатели не диктуют нам темы, они реагируют на них. По их реакции мы можем судить, насколько мы "угадали", и в этом смысле начинаем лучше понимать аудиторию, учимся на ошибках, но только постфактум. Думаю, что аудитория это и ценит – то, что именно мы задаем тон в диалоге с ней.

"Y": Фестиваль "Нашествие" сохранит формат нескольких сцен, или пока рано об этом говорить?

М.З.: Экономическая ситуация наглядно демонстрирует, что мы, конечно, многие вещи предполагаем, но располагаем отнюдь не мы. "Нашествие" – одна из таких вещей. Какие-то задумки есть, но... Я думаю, что привычный формат open-air на нескольких сценах останется, но сейчас пока никого приглашать туда не буду. То ли дело на "Чартову дюжину", которая состоится уже совсем скоро.

"Y": С площадками, насколько я знаю, всегда проблема.

М.З.: Здесь основной фактор – это желание или нежелание местных властей видеть фестиваль в своей области. Только власти могут влиять на местные службы таким образом, чтобы они не просто деньги косили, а честно отработали сложнейшее мероприятие. Последний опыт в Тверской области считаю очень позитивным – все наши отношения с администрацией были плодотворными.

С частями МВД консенсус тоже давно найден. Очень радостно было наблюдать на последних "Нашествиях" эпизоды братской любви омоновцев и рокеров, когда вместо традиционных обид и потасовок и те, и другие с одинаковой радостью слушали "монстров рока". Первые, правда, при этом еще и работали, но весьма уважительно.

"Y": Вы сказали "монстры рока" – а новые команды могут являться достойной им заменой? И станут ли лет через 10 - 15 такой же легендой?

М.З.: Станут! Эпоха 80 - 90-х в нашей музыке была прекрасной. И во многом благодаря тому, что музыка эта была рождена на стыке эпох, в период, простите за штамп, кризисный. Эта эпоха не повторится. Но будет другая, рожденная сегодняшними катаклизмами. Нынешняя ситуация в стране (да и в мире) наверняка приведет к музыкальным прорывам. Последние годы в этом плане были довольно бесплодны, и меня это не удивляет. Столь неадекватный рост благосостояния может способствовать чему угодно, но никак не творческим прорывам.

"Y": Художник должен быть голодным?

М.З.: Не в буквальном смысле слова (смеется). Но если для артиста основным вопросом становится выбор между лейблами, которые готовы заплатить ему больше бабла, то это не лучший путь к совершенствованию творчества.

"Y": Вы стоите у руля "Нашего радио" последние четыре года. Есть что-то, чем особенно гордитесь? И чего еще хочется достигнуть?

М.З.: У людей, слушающих умную и красивую русскую музыку, уже десять лет есть свое радио. И таких людей становится все больше. Это ли не повод для гордости? Но вообще, я до сих пор не могу поверить, что десять лет нам все-таки исполнилось. Это наше главное общее достижение, и всем, кто имел и имеет отношение к "Нашему радио", можно этим гордиться. В 98-м была задача как-то выстрелить, прорваться. Я не помню, думали ли мы, что это будет легко, или нет, но было ощущение, что это возможно. Сегодня мы одни из лидеров, но расти есть куда.

"Y": За счет чего?

М.З.: Знаете, для нас аудитория – гораздо больше, чем цифры статистики, чем просто любители музыки или некое однородное сословие. Нас слушают живые люди, у них есть имена, адреса, биографии, и мы, сотрудники радиостанции, ощущаем себя одними из них. Видимо поэтому у нас получилось построить такое интересное сообщество на фундаменте "Нашего радио". И в этом мы явно резонируем с важнейшим мировым социальным трендом – объединением людей посредством медиаканалов, прежде всего Интернета. А раз мы "в струе", значит, у нас есть потенциал.

"Y": А вы какое радио слушаете? Только "Наше"?

М.З.: Большую часть времени я провожу в доме, который называется "Наше радио". Если у меня есть желание узнать, что происходит вокруг, то иногда я устраиваю прогулки по радиоволнам. Мне они обычно удовольствия не доставляют, но "предупрежден – значит, вооружен". Вообще, такие прогулки все меньше меня радуют, великовата стала доля бестолковых историй в FM-диапазоне.

Сегодня на рынке нет станций, которые мне слушать интереснее, чем "Наше". Наверное, это еще и потому, что мы делаем радио и для себя.

"Y": И буквально пару слов для читателей "Yтра".

М.З.: С удовольствием! Сегодня далеко не первый раз, когда я общаюсь с "Yтром", и для меня это всегда приятно и интересно. Мне кажется, что читатели "Yтра" во многом схожи с нашими слушателями, и уверен, что это общение – оно не впустую.

"Наше радио" ждет вас на "Чартовой дюжине": нам предстоит еще море работы над премией, но то, что это вручение будет более ярким, более необычным, чем предыдущее, – это факт. И мы приглашаем всех 7 марта в СК "Олимпийский" – надеюсь, что будет весело!

Выбор читателей