Кошмар перед Рождеством

В фильме "Четыре Рождества" полтора часа экранного времени приходится наблюдать ужимки и прыжки действительно заслуженных актеров, вынужденных кривляться за деньги на манер цирковых обезьян

Четыре Рождества (Four Christmases)
США, 2008
Режиссер: Сет Гордон
В ролях: Винс Вон, Риз Уизерспун, Джон Войт, Роберт Дюволл, Сисси Спэйсек, Мэри Стинбурген





Нет нужды напоминать в который раз, что современное голливудское кино, в особенности то, что предназначено к семейному просмотру, по большей части уже давно не авторское, не режиссерское. Оно продюсерское. Поэтому ничего удивительного, что имя Сета Гордона нам ровным счетом ничего не скажет, зато исполнители главных ролей Винс Вон и Риз Уизерспун одновременно продюсировали этот незамысловатый предрождественский пирог, который посвятили самому популярному западному празднику.

Рецепт, по которому приготовлено угощение, испробован тысячекратно – публику во всем мире объединяет сложное, можно сказать амбивалентное отношение к родственникам старшего поколения. Особенно к тещам, свекровям и их законным половинам.

В данном случае у влюбленной преуспевающей пары "слегка за 30" (по американским меркам – только вступающей в пору серьезных отношений) мамы и папы к своим семидесяти давно разведены, что заставляет героев Винса и Риз категорически отрицать официальные семейные узы и избегать фамильных контактов. Но жизнь так сложилась, что вместо рождественских каникул на Таити бедняжкам приходится последовательно навестить всех четверых родителей, в роли которых выступает квартет оскароносных актеров старшего поколения.

Видимо, это обстоятельство и принесло "Четырем Рождествам" весьма внушительную кассу в США сразу после выхода в прокат: собрать в кадре Сисси Спейсек, Роберта Дюволла, Джона Войта (папу Анжелины Джоли) и не столь популярную, но великолепно сохранившуюся звезду 1980-х Мэри Стинбурген было главной заслугой создателей этого кино. Правда, если в фильме только заявлены шутки, он лишь условно имеет право называться комедией. В данном случае перед нами нечто, по идее способное вызвать смех у самой непритязательной аудитории, готовой проглотить любую идиотскую выходку героев, но называть это скорее следует киноклоунадой. Единственное, чего здесь явно не хватает, – закадрового смеха для тупых, как в телевизионных передачах аналогичного жанра.

Такого рода кино напоминает раскрашенную под куклу провинциальную девицу, пришедшую на дискотеку в расчете на то, чтобы кому-нибудь понравиться. Обычно ведь не сказать, что шансов у нее мало. Обязательно найдется пучок любителей вообще не включать мозги, радоваться пустой необременительности общения, сиюминутной возможности позабавиться и через пять минут выкинуть из головы всю эту белиберду.

Но поражает другое: пускай сами создатели не видят фантастической пошлости высосанного из пальца сюжета, где нет ни единой стоящей репризы, ни даже запоминающегося анекдота или афоризма, а вся "завлекательность" заключена в серии мелодраматических нравоучительных эпизодов, навязывающих мысль о том, что родителей необходимо любить даже после того, как они развелись и, возможно, даже спят теперь с твоими друзьями детства.

Самое отвратительное при этом (помимо полноценного дубляжа – настоящего бича всех переводных комедий), что эксгибиционистское желание понравиться зрителю с помощью вербального раскрытия интимных тем, связанных с семейными проблемами, никак не отраженно в действии. Оно насыщено серий каких-то подростковых эскапад, и кажется, что кино это делали люди с актуальными фрейдистскими проблемами, транслирующими свою анальную эротическую фиксацию вовне.

Одного эпизода, когда на семейном банкете младенец рыгает грудным молоком в лицо главной героини, авторам показалось мало, и его со смаком дублируют в самом слащавом финале, который только можно представить.

За все полтора часа экранного времени некуда вклиниться буквально ни одному более-менее "человеческому" кадру, и приходится наблюдать ужимки и прыжки действительно хороших заслуженных актеров, вынужденных кривляться за деньги на манер цирковых обезьян.

К тому же кастинг сам по себе вызывает вопросы. Винс Вон, со своей деревенской физиономией и примитивным набором чисто "сериальных" гримас, непонятно с какого перепугу завоевывает сердце хрупкой "блондинки в законе" Уизерспун, вероятно, призванной оттенять своей элегантностью глуповатую брутальность партнера. Красотка Риз не балует публику особой изобретательностью по части актерской игры и в свои солидные для амплуа травести 32 года ничего примечательного в комедийной роли не представляет. Вопрос, могла бы она продемонстрировать что-либо, кроме волос цвета "тупая б." и макияжа в стиле женщины-вамп более качественно где-нибудь еще, остается открытым. Комедийные способности приглашенных на родительские роли звезд прошлого тоже, к сожалению, оставляют желать лучшего, учитывая, что это практически первый опыт вышеназванных актеров в непривычном именно для них жанре. Возможно, именно на этом стилистическом контрасте авторы и хотели сыграть, но получилось вяло и крайне неубедительно.

C вами бывало, что когда кто-то очень хочет понравиться, то крутится, ерзает, шутит, выпендривется и так, и сяк, а вы понимаете, что полный "бесполезняк"? С виду вроде все хорошо, ничего "криминального", но понятно: хоть расшибись, а шансов ноль. Вот и тут – зрителя чуть не лижут с экрана, и такую шутку забацают, и эдакую, и только что не песенку споют (кстати, зря – может, и стоило) – все мимо.

И знаете, что удивительно? Часто бывает, критика стонет, а кассовые сборы – будь здоров. И к комедиям это относится в наибольшей степени. Чем подобный парадокс объяснить – вопрос к социальным психологам, но во всем мире мастера массовых зрелищ пользуются этим свойством народных масс и к большим праздникам выпускают свои кинематографические "газы". А нам потом расхлебывать.

В прокате с 18 декабря

Выбор читателей