Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Стиляги
Россия, 2008
Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Оксана Акиньшина, Антон Шагин, Максим Матвеев, Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник, Олег Янковский, Екатерина Вилкова, Евгения Хиривская, Ирина Розанова, Алексей Горбунов
ФОТО: stilyagifilm.ru |
У Валерия Тодоровского получилась если и не бомба, то столь яркий салют, что мало кому удастся равнодушно пройти мимо. Изначальный скепсис, который порождает рекламная нарезка, идущая по телевидению, пропадает буквально с первых кадров.
Во-первых это мюзикл – редкий жанр в отечественном кино, хотя от этого не менее любимый публикой. Во-вторых, это антисоветский или, более широко, антитоталитарный мюзикл, то есть кино со смыслом, причем довольно серьезным и ценным. В-третьих, фильм обращен как к нынешнему поколению, не нюхавшему "коммунистического духа", так и дает богатую пищу для воспоминаний старшему поколению.
Главная "фишка" этого кино в том, что, хотя речь идет о так называемых "стилягах" хрущевской поры, весь звуковой ряд состоит из шлягеров рок-групп так называемой "красной волны" 80-х – начала 90-х. "Бригада С", "Кино", "Наутилус", "Чайф", "Ноль", "Браво" в исполнении самих актеров в джазовой аранжировке Константина Меладзе, который сделал сквозной темой "Восьмиклассницу" Цоя, звучат столь же неузнаваемо, сколь и ностальгически в заданном контексте, как звучали ритмы Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи на ресторанных или цирковых площадках послевоенной Москвы, куда точно так же вламывались серые комсомольцы-дружинники, в застой гонявшие "волосатиков" с электрогитарами с одной "Камчатки" на другую.
Эта массированная контаминация смыслов и звуков двух в чем-то противоположных (стиляги 50-х проиграли свою борьбу за независимость начисто и были смыты мутным потоком официоза, а рокеры – выиграли), хотя с идейной точки зрения вполне сопоставимых эпох и составляет ауру фильма, привнося в наше кино давно забытую струю маниакального веселья, искрящейся радости и музыкального безумия, характерного, пожалуй, лишь для комедий с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой.
Фото: stilyagifilm.ru |
В "Стилягах" рассказана вполне внятная лавстори, слегка затянутая (фильм идет 2 часа), но в силу симпатичного юмора и иронии вовсе не утомляющая. К тому же, не во всяком фильме увидишь такое количество красивых девушек, раскрашенных, как новогодние открытки, не говоря уж об обнаженной Оксане Акиньшиной, сменившей имидж "плохой девчонки" на лихой макияж в стиле pin-up.
Возможно ностальгирующие по Совдепу граждане, которых в последнее время развелось как тараканов, обвинят создателей фильма в преувеличениях, "очернении" и схематизации, поскольку атмосфера в "Стилягах" сознательно утрированная, страна наша слегка вымышленная. Но как раз в этой отвязности передано настроение тех 20-летних, живущих при любом строе, которые не хотят идти в ногу.
Идея Тодоровского, что именно благодаря тем, кто не боится выглядеть клоуном, мы все до сих пор не превратились "в стадо жлобов", и столь явный оммаж русскому року сами по себе заслуживают уважения.
Пожалуй, это первый фильм, где "красная волна" провозглашается аутентичным национальным культурным феноменом как в музыкальном, так и в поэтическом смысле. Кроме того, стоит сказать, что несмотря на все попытки сделать современное кино безликим и "продюсерским", почему-то, когда за дело берется достойный режиссер, по крайней мере в нашей стране, где таких людей можно посчитать по пальцам, – эффект соответствующий. Именно этих людей надо пестовать, давать им бюджеты и преференции, чтобы хотя бы раз в год можно было увидеть кино, в финале которого зрительный зал разражается аплодисментами. Вполне заслуженными.
В прокате с 25 декабря
Также атакован пригород столицы