Бенефис Уилла Смита

Пересадка органов – свежая (пока) струя в американском кино, и стоит отдать должное авторам "Семи жизней": они довели эту тему до логического конца, если не до абсурда

Семь жизней (Seven pounds)
США, 2008
Режиссер: Габриэле Муччино
В ролях: Уилл Смит, Розарио Доусон, Вуди Харрельсон, Барри Пеппер





Уилл Смит довольно редко снимается в драматических ролях, все больше – в фантастических да комедийных боевиках. Но как у всякого крупного (во всех смыслах) голливудского актера, перед которым к 40 годам (да-да, просто он хорошо выглядит) замаячила опасность остаться чисто жанровым героем, у темнокожего обаяшки то и дело возникают мысли исполнить нечто запоминающееся для аудитории более широкой, чем жующие попкорн тинейджеры. Иногда, как в данном случае, ему это неплохо удается.

Перед нами весьма заковыристая история, рассказывать суть которой – попросту "портить малину", поскольку весь ее тайный смысл, переворачивающий сюжет с ног на голову, открывается буквально в последних кадрах. Сценаристы придумали столь фантасмагоричный и, с точки зрения "жизненности", неправдоподобный сюжет, что ему хочется верить. Чего только в жизни не бывает, невольно подумает зритель, перед которым раскрывают весьма важную тему: искупления человеком совершенного греха.

Главный герой по неосторожности становится причиной ДТП, в котором гибнут семеро не знакомых ему американцев, тогда как на нем самом – буквально ни царапины. Вопрос: как пережить такой стресс? Ответ: лучше всего помогает деятельная любовь к ближнему. Парень бросает все и начинает заботиться о неизлечимо больных людях, причем с таким невиданным рвением, что вспоминаются все евангельские притчи разом.

И если бы в этой христианской доброте, соединенной с чисто американским прагматизмом (главный герой – не кто-нибудь, а страховой "коллектор", взыскивающий долги по налогам), не была заключена некая таинственная "сверхзадача", о которой зритель до поры не догадывается, настолько она выше человеческого разумения, фильм был бы еще одной банальной "слезодавилкой". Не стоило бы городить огород со Смитом и приглашать на главную женскую роль красотку Розарио Доусон, заставляя ее играть не привычную женщину-вамп, а умирающую от порока сердца пациентку отделения трансплантологии.

Вообще, стоит отметить, что пересадка органов, в отличие от засиженного сценарными мухами клонирования, – свежая (пока) струя в американском кино, и в данном случае стоит отдать должное авторам: они довели эту тему до логического конца, если не до абсурда. Хотя больше ничего не скажу, а то смотреть будет не интересно.

А поглядеть тут есть на что. В какой-то момент становится ясно, что Уилл Смит и впрямь неплохо играет, хотя поначалу смысл его крайней экзальтированности по отношению к врачам-вымогателям не столь ясен, как и странная задумчивость перед тем, как вступить в интимную связь с неизлечимой больной, перед неминуемой смертью готовой на очень многое.

Почти весь фильм мы с некоторым изумлением наблюдаем, что дело тут не в любви, не в сексе и даже не в сострадании, а в чем-то куда более существенном. И вот на этой уловке, когда кино уже практически кончается (остается совсем уж слезоточивый, и, по-моему, вовсе лишний финальный эпизод), мы вдруг понимаем, что Смит-то не прост и сыграл довольно сложный характер, причем так, что всю дорогу нас не то чтобы водили за нос, но держали за наивных потребителей романтической жвачки, коими мы отчасти и являемся, раз приходим в кино.

Немало фильмов снято ради одной сцены, ради неожиданного финала. "Семь жизней" сняты для одной неожиданной по исполнению мысли: самое радикальное и, как правило, трагическое решение из всех возможных бывает единственным для человека, осознающего свой грех как непоправимую катастрофу. Жаль, что нельзя сказать, в чем в данном случае оно состоит, а то бы поле для обсуждения существенно расширилось.

Тем не менее тянуть за собой такой локомотив проблем, придуманных сценаристами и продюсерами, почти не сбиваться с ритма, не превращая мелодраму в банальность одной лишь актерской работой – задача непростая. Этот бенефис Смита позволяет говорить о нем как о серьезном актере, чьи способности явно недооценены. Пожалуй, перед нами - одна из лучших его работ.

Премьера 15 января

Выбор читателей