Мутный бес

"Нерожденный" не выполняет ни одной из функций, способных оправдать потраченные на него деньги. Фильм не пугает, не развлекает. Единственное, что он хорошо делает, – утомляет

Нерожденный (The Unborn)
США, 2009
Режиссер: Дэвид С. Гойер
В ролях: Одетт Юстман, Гэри Олдман, Меган Гуд





Некоторые слишком придирчивые зрители могут задаться риторическим вопросом: мол, зачем в очередной раз снимать ремейк "Омена" или "Экзорциста", от раза к разу ухудшая качество? Ведь были уже все эти ужасы в сотнях изводов, похожие, как те самые близнецы, о которых повествует "Нерожденный". К чему множить чепуху?

Объяснение тут простое, психологическое: фильмы ужасов "опредмечивают" человеческую тревогу и таким образом существенно ее снижают. Люди любят ужасаться в кинозале, с тем чтобы их кошмарные сны (а иногда и не менее кошмарная явь) не были столь пугающими. Лишнее подтверждение тому - несмотря на очень скромные достоинства фильма, о котором ниже, у себя на родине он занял второе место по сборам с начала нынешнего года. А сам жанр, сколь бы мы ни сетовали на бесконечные сюжетные повторы, будет востребован, пока существует киноискусство, и именно вторая часть этого слова определяет смысл его существования. Все дело в том, как сделано кино, в чем тут искусство.

В нашем случае, к сожалению, похвастать нечем. Девушку по имени Кэйси (Одетт Юстман) преследуют сюрреалистические видения. Сначала она не придает им значения, списывая на банальный ПМС. Но когда инфернального вида "то ли мальчик, то ли виденье" с синими глазами и острыми клыками грозится убить не только ее, но и любимую подружку, молодого человека, собачку и всех, кто случайно оказывается рядом, Кэйси решает выяснить природу своих галлюцинаций. Почему-то она идет не к психоаналитику, а в библиотеку и затевает собственное расследование. Попутно, посещая в доме престарелых бабушку, Кэйси с интересом выслушивает историю о том, что та, оказывается, была жертвой Освенцима, где вместе с ней страдал брат-близнец, которого нацисты насмерть умучили. Между прочим, внучка узнает, что при таких жутких оказиях часто возникают мистические аберрации, и застрявшие между тем и этим миром души превращаются в так называемых диббуков.

В читальне Кэйси выясняет, что это такой злой дух, который вселяется в человека, овладевает его душой, причиняет душевный недуг, говорит устами своей жертвы, но не сливается с ней, сохраняя самостоятельность. В еврейской мистике диббук рассматривался как душа, утратившая вследствие отягощенности грехами способность к переселению. Короче говоря, диббук ищет убежища в телах живых. Сочинения некоторых каббалистов, которые попадаются в руки простой американской барышни и которые она с интересом изучает, содержат подробные наставления об изгнании диббука. Со сценарием все понятно? Дальше все в том же духе.

Выяснив нужные подробности, Кэйси покидает читальный зал и легко находит некоего раввина Сендака (Гэри Олдман), согласившегося проделать необходимые манипуляции по изгнанию демона, в чем, в итоге, не слишком преуспевает. Собственно, вот и вся история, об оригинальности которой судить зрителю. Вопрос, как уже было сказано, как это снято, Голливуд все-таки.

Тут проблема на проблеме. Ну, картинка как картинка, ничего выдающегося, плюс одна звезда в кадре ближе к концу фильма. Но почему раввина играет Гэри Олдман? Актер похож на адепта тайных еврейских учений (особенно с таким нарочитым отсутствием растительности на лице) или чем-то еще заинтересовал авторов в данной роли? Может, своей знаменитой отрицательной харизмой? Не понятно, по роли он чуть не святой, с такой-то рожей...

В фильме куча проколов подобно рода, которые назойливо лезут изо всех щелей. Взрослая тетя, вообще не интересовавшаяся семейной историей, пока ее буквально не укусил за задницу злобный диббук, даже не знала, что в их семье через поколение рождаются двойняшки. Масштабы разрушений в акте экзорцизма, стирающие с лица земли как минимум городской квартал, не заинтересовавшие ни одного прохожего. Сопутствующие появлению злыдня разнообразные природно-климатические аномалии, а также преступления в отношении третьих лиц, равно не привлекающие внимания окружающих и полиции...

Но даже если отвлечься от сценарной беспомощности, этот фильм страдает главным недостатком: он совершенно не страшный. Хотя режиссер всячески пытается напугать, ничем, кроме классического приема: после затишья – внезапный резкий звук, сопровождающий искаженную гримасой маску монстра, потешить зрителя он не в состоянии. Компьютерные чудовища, появляющиеся в финале, скучны, безыскусны, вторичны и свидетельствуют об отсутствии у авторов творческого потенциала.

И что самое печальное, "Нерожденный" не выполняет ни одной из функций, способных оправдать потраченные на него деньги. Фильм не пугает, не развлекает и даже не убивает время качественно. Единственное, что он хорошо делает, – утомляет. Но я не уверен, что ради этого стоит идти в кинотеатр.

В прокате с 22 января

Выбор читателей