Boeing в Перми упал из-за ошибки пилота

Техническая комиссия МАК завершила расследование сентябрьской авиакатастрофы, проведя полный комплекс проверок. Непосредственной причиной крушения лайнера явилась "потеря пространственной ориентировки экипажем"


ФОТО: AP



В крушении Boeing 737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд" в Перми 14 сентября 2008 г., унесшего жизни 88 человек, виноват человеческий фактор. К такому выводу пришли эксперты Межгосударственного авиационного комитета.

"Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь, командиром воздушного судна, осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета", – сообщил вчера председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов. Это произошло при полете ночью в облаках с отключенными автопилотом и автоматом тяги и привело к "перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей".

В свою очередь, причиной потери ориентировки, приведшей к гибели лайнера, Морозов назвал недостаточный уровень подготовки экипажа в управлении самолетами иностранного производства. По его словам, борт погубило отсутствие у пилотов "навыка по выводу самолета из сложных пространственных положений в прямой индикации авиагоризонтов". Дело в том, что на Boeing способ индикации отличается от того, что применяется на российских воздушных судах. "При повороте на "Туполеве" пилот видит, как кренится силуэт самолета. А в Boeing движется линия горизонта. Если перепутать – случится непоправимое. Видимо, оно и произошло", – сказал представитель МАК.

Не исключил глава технической комиссии и того, что одним из факторов, способствовавших катастрофе, могло быть управление самолетом в стоянии опьянения. Напомним, что экспертиза останков командира экипажа Родиона Медведева выявила в мышечной ткани наличие алкоголя.

Роковую роль в событиях 14 сентября могли сыграть и нарушения в технической эксплуатации погибшего самолета, долгое время летавшего с так называемой "вилкой" – различной регулировкой тяги правого и левого двигателей. Это создает определенную сложность в управлении: при одинаковом положении рычагов управления двигателями реализуется разная тяга, а при одинаковой тяге положение рычагов управления двигателями различно. На упавшем лайнере "вилка" была больше максимально допустимой руководством по техэксплуатации, что увеличило рабочую нагрузку на экипаж в процессе выполнения захода на посадку.

В заключение Морозов сообщил, что техническая комиссия МАК завершила расследование авиакатастрофы в Перми, проведя полный комплекс проверок. В частности, эксперты изучили летную и техническую документацию по эксплуатации самолета и подготовки экипажа, исследовали все сохранившиеся элементы самолета, проанализировали расшифровки данных бортовых и наземных средств контроля, осуществили математическое моделирование полета и работы двигателей, провели независимую летную оценку с участием летчиков-испытателей и действующих пилотов.

Между тем уже после пресс-конференции Морозова заместитель председателя МАК Олег Ермолов в беседе с журналистами вскользь упомянул еще одну возможную причину крушения, которую не назвал глава техкомиссии. Таковой могли являться действия пермского диспетчера, который не разрешил самолету приземлиться с первого захода, а заставил садиться на ту же полосу, но с другой стороны. Однако, по словам Ермолова, хорошо обученного летчика смена курса посадки смущать не должна.

Выбор читателей