Вершина жанра

Снайдер со товарищи в "Хранителях" переварили и выблевали на экран практически всю жанровую кинокультуру - от детектива до мистической драмы, включая научную фантастику, триллер, сказку, боевик и даже, отчасти, порнографию

Хранители (Watchmen)
Великобритания–США–Канада, 2009
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Джеффри Дин Морган, Малин Акерман, Карла Гуджино, Билли Крадап





Если бы в нашей стране существовала такая же комикс-культура, как за океаном, мы бы с замиранием сердца точно так же 30 лет ждали экранизации "Хранителей". Эту историю придумали два культовых автора - Алан Мур и Дейв Гиббонс, создавшие "Лигу выдающихся джентльменов", "Доктора Кто" и "V - значит Вендетта".

Начиная с 1985 г., когда на прилавках появились первые "Хранители", владельцы прав отказывали голливудским продюсерам в стремлении перенести рисунки на пленку ввиду того, что не считали нужным выносить свои истории на суд профанов. Но время шло, комиксы Мура - Гиббонса уже стали раритетом, и, собрав стомиллионный бюджет, воротилы международного кинобизнеса таки сломали сопротивление снобов-художников. Более того, им даже удалось заполучить их в соавторы сценария.

Поначалу фильм должен был снимать Терри Гиллиам, но в результате проект отдали молодому автору эстетского технокомикса "300 спартанцев". Зак Снайдер не стал заморачиваться по поводу узнаваемых лиц в кадре, актерского мастерства и тому подобного голливудского старья, а всецело сконцентрировался на технической составляющей проекта. И здесь ему удалось сказать довольно веское слово.

Конечно, большинству наших зрителей высидеть без малого три часа, наблюдая за событиями чуть не полувековой давности в исполнении малознакомых артистов, играющих совершенно незнакомых героев американских книжек с картинками, мягко говоря, трудновато. Но тем, кому хватит выдержки и терпения, посчастливится увидеть массу впечатляющих сцен одного из самых бескомпромиссных и неполиткорректных комиксов на свете.

Повествование идет от лица главного героя по кличке Роршах. У него на морде всегда надета белая маска с постоянно меняющимися темными пятнами – аналог одноименного психологического теста. Этот загадочный перец – детектив-самоучка, живет в параллельной реальности, ведет дневник и охотится на отпетых маньяков и убийц.

В мифическом 1985 г., когда США и СССР готовы развязать ядерную войну, еще недавно бывших спасителями мира, но вышедших в тираж коллег-супергероев Роршаха начинают жестоко мочить. Буквально в сортире. Подозрение последовательно падает на всех друзей и врагов, от квази-Бэтмена до сверхчеловека по имени доктор Манхэттен, похожего на джинна из мультика об Аладдине. Вокруг истории этого бывшего физика, в результате неудачного опыта ставшего чем-то средним между люцифером и архангелом, крутится крайне запутанный сюжет. Однако при внимательном просмотре буквально в каждой его линии угадывается какой-либо отдельный, всем хорошо известный и ранее не раз экранизированный сценарий. В этом, по-видимому, и заключается режиссерский замысел. А, постмодернизм, подумали вы, но не тут-то было.

Если "Город грехов" благодаря Родригесу и Тарантино был гениальной пародией на комикс-культуру, то "Хранители" – уже не что иное, как пародия на пародию. При таком подходе возникает своеобразный эффект, который кому-то может показаться безвкусным и нарочитым. Но весь вопрос в том, как это сделано, а тут, надо признаться, не придерешься. Игра с жанрами у Снайдера получилась отменной.

Выглядит это так. Сначала от протокомикса (жанра в принципе пародийного, то есть пародирующего жизнь) колесо вертится к постмодернистскому, сгущенному до предела маскараду. Получается иссиня-черный юмор Фрэнка Миллера. Затем, не останавливаясь, история крутится дальше, переходя к двойной самопародии, к гиперпародии, то есть уже новому качеству, когда можно ожидать либо смерти жанра, либо его перехода на новый уровень.

И "Хранители", как ни странно, выполняют обе эти функции: одновременно хоронят комикс-культуру и расширяют ее горизонты. Тут есть все, что составляет суть кино как массового зрелища, причем со всеми его достоинствами и недостатками. Снайдером со товарищи переварена и буквально выблевана на экран практически вся жанровая кинокультура - от детектива до мистической драмы, включая научную фантастику, триллер, сказку, боевик, катастрофу, политическую и психологическую драму и даже, отчасти, порнографию (в "Хранителях" присутствуют откровенные эротические сцены, на которых мигом зритель оживляется).

О жестокости и кровавости некоторых сцен говорить просто смешно: ничто не может остановить наглого молодого режиссера, начинавшего с фильмов о зомби, в его намерении "перетарантинить" знаменитых коллег. "Вы думаете, что меня посадили к вам?" - кричит Роршах громилам в тюряге, готовым разорвать его на куски. "Это вас заставили сидеть со мной!" - и опрокидывает котел кипящего масла на голову черного бандита, только попытавшегося что-то вякнуть. И это только начало!

Однако закону гиперпародирования подчиняется вся повествовательная канва, ведь нельзя же просто показывать бесконечные драки. А в этом пункте у авторов серьезный затык. Слишком много сюжетных поворотов, долгие и довольно нудные объяснения, что к чему, для дураков, взятые из текста прототипа, сбой ритма и повторяющиеся однотипные сцены с похожими персонажами заставляют публику половину времени зевать.

Но и эта нарочитая затянутость играет на руку авторам, поскольку нарушает привычные каноны экранизации комиксов, временами заставляя вспомнить о европейском кино, которому Зак Снайдер тоже посылает хамоватый привет.

Кстати, готов поспорить, что отныне имя этого режиссера войдет в престижную когорту тех, чьи персонажи появляются на полках игрушечных магазинов. Его "Хранители" так многослойны и вычурны, что, похоже, найдут поклонников среди любых категорий зрителей; по крайней мере, равнодушных не будет. Главное - досмотреть до конца.

В прокате с 5 марта

Выбор читателей