Дагестанских боевиков принудили к бою

Корреспондент "Yтра" в Дагестане передает подробности спецоперации, в ходе которой в течение трех дней были уничтожены 16 участников незаконных военных формирований


ФОТО: AP



Семнадцатого марта сразу в трех районах Дагестана - Сергокалинском, Карабудахкентском и Буйнакском - был объявлен режим проведения специальной комплексной профилактической операции (СКПО). Подразделения дагестанского МВД, спецназа внутренних войск и силы УФСБ республики взяли под контроль места, где могли скрываться боевики.

По оперативной информации, на территории районов действовали около 40 боевиков под общим руководством "амира" Магомеда Вагапова, объявленного в федеральный и международный розыск сразу по целому списку статей УК РФ. Там же скрывались около дюжины боевиков "буйнакского амира" Абдугафура Закарьяева по кличке "Гафур" и прятался еще один "амир" – Шамиль Магомедов ("Куппа").

Девятнадцатого марта я приехала в штаб операции, расположившийся в даргинском селе Губден. В это время здесь продолжалась зачистка местности от бандитов, но основные события развернулись в трех километрах южнее кумыкского села Какашура Карабудахкенского района, где шел ожесточенный бой с бандитами. Республиканский ОМОН, действуя на открытой местности, выжимал группу ваххабитов на спецназ внутренних войск, занявший позиции в лесу. Шла интенсивная стрельба, работали снайперы боевиков. По рации мы узнали, что спецназ несет потери.

Боевики, по словам военных, отказались от привычной тактики, когда, стремясь оторваться от погони, они оставляют пару человек в укрытии, а сами спешно покидают квадрат. На этот раз, видимо, попав в безвыходное положение, они приняли бой.

Спецназ попал в лагерь боевиков, который располагался недалеко от окраины села. В нескольких сотнях метров от палаток и землянок, вырытых ваххабитами, располагается сельская школа, и ученики с учителями видели и слышали подробности этого столкновения. Позже выяснилось, что местные жители были лишены возможности ходить в лес, после того как в прошлом году бандиты напали на охотника из этого села. Не убили его лишь потому, что в группе оказался его дальний родственник. Но с тех пор путь в лес, где скрывались бандиты, был для местных жителей заказан.

Девятнадцатого марта боевики попытались сбить здесь вертолет федеральных сил. Боевая машина Ми-8 поднялась с площадки и подверглась обстрелу сразу с двух огневых точек. Был смертельно ранен пулеметчик – стрелок-радист. Пули пробили бак с топливом, но оно не загорелось, и это спасло жизни экипажу и остальным бойцам на борту. Вертолет вышел из-под огня и совершил посадку.

Перестрелка продолжалась до поздней ночи. Оцепление снято не было, что исключило для боевиков возможность уйти. Мы попали под плотный обстрел, укрылись за КамАЗами и рассредоточились.

Кульминация наступила в пятницу, 20 марта, когда часть банды вышла на спецназ и была уничтожена. Дело довершила четверка "Крокодилов" – боевых вертолетов Ми-24, накрывшая НУРСами труднодоступные расселины, где скрывались бандиты. Мне стали известны детали боя, который вели спецназовцы внутренних войск с ваххабитами. Один из солдат получил тяжелое ранение в голову – осколок попал в глаз, и боец ослеп. От смерти его спас командир – майор Н., на руках вытащивший подчиненного из-под обстрела и наскоро перевязав. Затем майор запросил помощь и уже в стороне вел перестрелку, вызвав огонь бандитов на себя. Офицер погиб.

В страшной грязи спецназ снова и снова прочесывал лесной массив. Трупы бандитов вытаскивали 21-го утром. В это время в коротком бою было уничтожено еще два боевика. Похоже, это были последние из двенадцати бандитов, ликвидированных у села Какашура. По крайней мере, 22 марта, когда дагестанский ОМОН снова прочесал местность, удалось только заметить и снять растяжку, ранее установленную бандитами на подступах к своему лагерю. Позже было установлено, что в бою возле Какашуры была ликвидирована группа Закарьяева по главе с главарем. Вагапов и "Куппа" пока остаются на свободе.

Российские силовики потеряли во время спецоперации пятерых человек убитыми и троих ранеными.

Серьезный удар по структурам боевиков был нанесен и в Махачкале. В то время когда силовики занимались прочесыванием местности в Карабудахкентском районе, поступила информация, что в столице республики готовится террористический акт. Выяснилось, что бандиты могли передвигаться на "Жигулях" шестой модели.

Вечером 20 марта на пересечении улицы Казбекова и проспекта Акушинского на бандитов была устроена засада. Когда у водителя и пассажиров "шестерки" попытались проверить документы, по милиционерам был открыт огонь из автомата. Ответными очередями нападавшие были нейтрализованы. Выяснилось, в машине были уничтожены 24-летний "амир" Махачкалы Аслан Алдаев, находившийся в федеральном розыске Касум Абдулашев, а также 22-летний Алил Идрисов и 27-летний Гаджимурад Камалутдинов. Алдаев был назначен на смену убитому ранее "главнокомандующему" боевиков в Дагестане Шейхуллаеву по кличке "Муаз". Теперь им опять придется выбирать нового "амира".

Выбор читателей