Громкое молчание

"Молчание Лорны" – фильм одной героини, остальные персонажи призваны оттенять эту филигранно выписанную роль. То, как албанка Арта Доброши играет в картине братьев Дарденн, заслуживает отдельной рецензии

Молчание Лорны (Le Silence de Lorna)
Бельгия – Франция – Италия – Германия, 2008
Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн
В ролях: Арта Доброши, Жереми Ренье, Фабрицио Ронджоне, Альбан Укай, Морган Маринн





Братья Дарденн знамениты тем, что почти все их фильмы получали призы в Каннах, причем дважды – Золотую пальмовую ветвь, и, надо сказать, вполне заслуженно. Этот творческий тандем из Бельгии давно стал эталоном европейского артхауса.

Их последний фильм "Молчание Лорны", выходящий в крайне ограниченный прокат в Москве, в прошлом сезоне получил приз за лучший сценарий на самом престижном кинофестивале мира.

Хотя название перекликается с триллером про доктора Лектера и в какой-то степени отсылает зрителя к криминальной проблематике, "Молчание Лорны" никоим образом не заимствует сюжетную канву знаменитого фильма Джонатана Демме. В обеих лентах действует сильная духом маленькая женщина, но на этом все аллюзии заканчиваются.

Фильм повествует об эмигрантке из Албании, которая вышла замуж за француза-наркомана и ждет его смерти, чтобы продать свое бельгийское гражданство какому-то русскому криминальному беженцу. У Лорны есть земляк-возлюбленный по имени Сокол, больше смахивающий на ее сутенера, а у того – шеф-француз Фабио, стремящийся заработать на невнятном статусе бывших беженцев, а также "обуть" по полной мужа-торчка и сделать гешефт на всех своих подопечных.

В центре внимания душевные терзания несчастной молодой албанки, мечущейся между жалкими, тупыми и жестокими мужланами в надежде на вырученные за все эти страдания деньги открыть крошечную закусочную.

Как и в остальных фильмах Дарденнов, тут нет музыки, внешние звуки и речь записаны синхронно, все действие снято по большей части на ручную камеру, спецэффекты отсутствуют начисто, а в целом их специфическая манера вполне укладывается в понятие "постреализм". Братья снимают один бесконечный фильм, выдергивая те или иные аспекты быта соотечественников, как правило, угнетенных классов. Этот кинороман живописуется довольно суровыми и холодными красками, с характерным отсутствием даже намека на радость или веселье. Вместе с тем отличительной манерой Дарденнов служит тонкий психологизм и тщательна проработка характеров главных героев. Они концентрируются на внутреннем мире протагонистов и пытаются раскрыть и исчерпать их мотивацию до самого дна. Подобный творческий метод приносит зрелые плоды и вызывает соответствующий отклик в сердцах синефилов.

На основные мужские роли были приглашены "фирменные" артисты братьев: мужа-наркомана играет Жереми Ренье из каннского лауреата "Дитя". Морган Маринн, главный герой другого их фильма-триумфатора – "Сын", появляется в финале. Бандита Фабио играет Фабрицио Ронджоне – актер из "Розетты", с которой началось завоевание бельгийцами кинематографического олимпа.

Русских парней играют Григорий Мануков и Антон Яковлев, а албанцев – Альбан Укай и Арта Доброши; все они разговаривают в фильме на родных языках. Кстати, единственное, что удивило в этой связи: в кафе, когда русские и французы поднимают бокалы, один из наших произносит знаменитый "голливудский" тост, нигде и никогда в России не встречающийся в этом контексте: "На здоровье!". Почему наши актеры не поправили братьев-сценаристов в этом эпизоде, для меня загадка. Видимо, из пиетета.

Впрочем, это все мелочи, и надеюсь, что албанский менталитет передан безошибочно, поскольку все внимание сосредоточено на главной героине в исполнении Арты Доброши, которая до съемок не знала ни слова по-французски. Это тем более удивительно, ведь лопочет она бойко и почти без акцента, что выдает в ней способную творческую личность.

Собственно, "Молчание Лорны" – фильм одной героини, остальные персонажи призваны оттенять эту филигранно выписанную роль. А в режиссерском мастерстве братьям Дарденн сложно найти равных. Трудно судить, почему на сей раз им дали приз за сценарий, к которому легко придраться по части некоторой сюжетной вторичности (мелодраматические ходы легко угадываются) и излишней сентиментальности, но с режиссерской точки зрения фильм безупречен. То, как играет Арта Доброши, заслуживает отдельной рецензии и в очередной раз подтверждает мысль, что в кино все зависит от постановщика. Неизвестные актеры из страны, где кино вообще пока нет, в руках умельцев сверкают бриллиантовыми гранями своего таланта. Рубеж между актрисой и ее героиней практически стерт, вследствие чего мир внутри кадра становится самостоятельной художественной ценностью. На основании таких ролей актеры пишут мемуары "Как я снимался в фильме...", потому что вряд ли в их карьере еще раз случится что-то подобное.

Такие ленты как редкая трава с огромным трудом пробиваются через могучий прокатный асфальт, насыщенный тупой развлекаловкой. "Молчание Лорны" идет всего в трех московских кинотеатрах, в скромных зальчиках, крутящих независимое кино себе в убыток. Однако не стоит забывать, что любой штучный товар натыкается на подобную проблему, что не дает повода тратить время лишь на всевозможную чепуху. А такие картины – редкость.

В прокате с 26 марта

Выбор читателей