Пиратский Сталинград в Аденском заливе

Сомалийское пиратство порождает один феномен за другим. Международное сообщество впервые столкнулось с партизанской войной на море, когда огромные боевые корабли полностью беспомощны перед шлюпками пиратов




О том, чем вызван разгул пиратства у берегов Сомали и чем это грозит мировому сообществу, мы беседуем с главным редактором издания "Морской бюллетень Совфрахт" Михаилом Войтенко.

"Yтро": Кто такие современные пираты, как началась их новейшая история и почему Тортугой XXI века стал именно Сомали?

Михаил Войтенко: На самом деле история пиратства не заканчивалась никогда. Когда люди начинают удивляться, говоря что такие явления в XXI веке – это анахронизм, я, в свою очередь, начинаю удивляться этим людям. Пираты – это типичные преступники, только на море. Достаточно сказать, что 90% всех ценных товаров, начиная от нефти и заканчивая зерном, перевозятся по морю. Поэтому пиратство не только никогда не исчезало, но и никогда не затихало. Традиционно пиратские районы – Малаккский пролив и вся Юго-Восточная Азия. Но те сведения, которые мы имеем оттуда, касаются в основном местного судоходства, а это только верхушка айсберга.

Если говорить о том пиратстве, о котором мы сегодня слышим каждый день, – это сомалийское пиратство. Его причины очевидны: полнейшая анархия и развал Сомали как государства и полностью уничтоженная экономика, людям там просто нечем заняться. При этом у Сомали самая большая в Африке протяженность побережья – 2300 миль, при этом вблизи побережья страны проходит один из самых оживленных морских путей.

Сегодня мы видим следующую ситуацию: до 2004 г. пиратство в регионе было вялотекущим. В основном пираты грабили местных рыбаков и проходящие мелкие суда, им и в голову не приходило покушаться на большие корабли. В 2004 г., вероятно, с чьей-то подачи (сами они вряд ли могли такое нафантазировать), им это в голову пришло. И с этого момента сомалийское пиратство начало развиваться, хотя и оставалось более-менее контролируемым. В среднем они захватывали одно судно раз в два - три месяца.


Отдых пирата. Съемка скрытой камерой

Методы сомалийских пиратов недалеко ушли от методов Джека Воробья, капитана Блада и прочих легенд пиратства. Единственное отличие, что те были вооружены мушкетами, а эти – ржавыми автоматами Калашникова, оставшимися у них с советских времен. Ну и, естественно, современными средствами связи. Кстати говоря, с конца 90-х годов прошлого века росту пиратства заметно поспособствовало как раз развитие средств связи. Пиратам стало намного легче узнавать, где какое судно находится, выслеживать его, держать связь между собой. А у сомалийских пиратов есть все необходимые средства связи и навигации, в том числе определители данных того или иного судна. Дело в том, что несколько лет назад международными правилами было введено обязательное условие: каждое судно обязано иметь на борту так называемый автоматический идентификатор (АИ). Судно автоматически подает сигналы о том, как оно называется, куда идет, с какой скоростью, под каким флагом, какие у него координаты. Сейчас большинство судов, проходя опасный район Аденского залива, отключает АИ, потому что известно, что пираты эти сигналы ловят, расшифровывают и таким образом узнают, кого им надо брать. Сегодня повсеместная компьютеризация, новые технологии связи и информатики позволяют человеку, имеющему при себе идентификатор приема и определения сигналов с судов, которые находятся в радиусе его действия, узнать все детали о интересующем его судне.

"Y": Вы допускаете мысль, что пираты проходили обучение и тренировку на специальных базах?

М.В.: Вопрос немного в другом. Я давно бил тревогу, считая, что сегодня появляются доказательства того, что сомалийских пиратов рано или поздно должны были взять под крыло преступные международные группировки. Из того, что мы видим на сегодняшний день, можно сделать вывод, что такие контакты уже налажены. Вопрос в том, на каких условиях это произойдет. Похоже, что сомалийские пираты уже согласились сотрудничать с международными преступными группировками.


Пираты на захваченном судне. Съемка скрытой камерой

Я говорю это, не только основываясь на том, какое у них теперь техническое оснащение. На те средства связи и навигации, которые я упоминал, не надо ни большого ума, ни больших денег. Все расходы – на уровне приобретения GPS для автомобиля. Я вижу другое: пираты стали намного организованнее. В частности, об этом свидетельствуют последние захваты контейнеровозов. Я с прошлого года предупреждал, что их главной их целью рано или поздно станут контейнеровозы. И вот, пожалуйста: за последние несколько дней были захвачены сразу два. Насколько я знаю, один из последних контейнеровозов – немецкий, на борту которого находятся трое наших соотечественников. Брали его очень жестко, просто расстреляли из гранатометов. Там был пожар, выгорело две палубы в жилых надстройках. Как взяли американский контейнеровоз, пока не известно.

Я скажу так: когда в прошлом году начался подъем пиратства, и в Аденский залив пришли военные корабли, пираты устроили там самый настоящий Сталинград. Мировое сообщество нагнало туда сил в надежде, что покончит с пиратами не только в заливе, но и вообще, потому что в океан те не пойдут. А они сделали обходной маневр – сегодня они захватывают суда исключительно в Индийском океане. Они просто ушли из залива. И сейчас сложилась патовая ситуация. Никаких военных сил в мире не хватит для того, чтобы перекрыть Индийский океан. С другой стороны, военные не могут уйти из Аденского залива, потому что тогда вся эта орда хлынет туда обратно и начнет гасить всех подряд. А между тем присутствие военных кораблей в Аденском заливе – недешевое удовольствие. Это огромные деньги, которые тратит мировое сообщество, хотя и без особого эффекта.

Таким образом, сомалийское пиратство порождает один феномен за другим. Мы впервые столкнулись с партизанской войной на море, когда огромные боевые корабли полностью беспомощны перед этими шлюпчонками. Они, конечно, могут начать стрелять по площадям, то есть, видя скопление маленьких суденышек, накрывать их огнем и полностью уничтожать. Но ведь там масса рыбаков, гражданских лиц из Йемена и того же Сомали, не имеющих никакого отношения к пиратству. Гражданские потери будут несоизмеримы. Мало того, на побережье Йемена и Сомали только рыболовством и живут – люди, оставшись без еды, просто умрут.


Каюта после налета пиратов. Съемка скрытой камерой

Корень проблемы сомалийского пиратства – это беспорядки в самом Сомали. Пока там не будет налажено государственное устройство, все будет продолжаться и дальше. Таким образом, мировое сообщество на первом этапе войну с сомалийским пиратством с треском проиграло. И сейчас никто не знает, чем это кончится. Не известно, что делать с захваченными контейнеровозами, потому что это суда, совершенно отличные от захватываемых ранее. С танкерами и балкерами пираты ничего не могут сделать, ибо там непригодный для разграбления груз. А в контейнерах находятся самые обыкновенные и дорогие товары, которые они могут растащить и распродать, переправив на черный рынок, получив за это десятки миллионов долларов. Складывается ситуация, когда что-то предсказывать и прогнозировать дальнейшее поведение пиратов просто невозможно.

Например, сейчас захвачен немецкий контейнеровоз. Похоже, немцы не станут его штурмовать, ибо это очень рискованно для экипажа. И сами пираты пока не знают, что им делать – или начинать разворовывать товары, или договориться, как обычно, за выкуп. Правда и выкуп в этом случае будет совсем другим. Это будут не $2 – $3 миллиона, как обычно, а гораздо больше, потому что здесь более привлекательные для пиратов товары.

"Y": Как вы прокомментируете ситуацию с недавним освобождением из пиратского плена американского капитана? И стоит ли ждать операции военных по освобождению немецкого судна?

М.В.: Американский капитан предпринял две попытки к бегству. Есть несколько сообщений со ссылкой на американских военных о том, что пиратов убрали американские снайперы. Но верится в это с трудом. Дело в том, что спасательная шлюпка такого корабля представляет собой закрытую капсулу, в которой невозможно быть на виду. Самое вероятное предположение – что капитану как-то удалось договориться с военными, и, когда он, улучив удобный момент, прыгнул за борт, шлюпку накрыли стеной огня.

Невозможна ситуация, когда сопровождающие капитана пираты вышли вслед за ним из люков и подставили себя под огонь. А значит, американские военные были все время наготове и, как только капитан смог прыгнуть за борт – расстреляли пиратов на борту спасательной шлюпки. Другого варианта нет.

Что касается немецкого судна, то пока МИД Германии отказывался подтверждать нахождение на борту наших соотечественников. Признав нахождение там иностранных граждан, немецкий МИД свяжет себе руки, так как в такой ситуации отдать приказ о штурме – это международный скандал. Если данные об иностранных гражданах обнародованы не будут, решение освобождать груз штурмом будет полностью оправдано в глазах мирового сообщества и останется фактически безнаказанным.

"Y": Как вы думаете, существуют ли какие-то политические силы "крышующие" пиратство?

М.В.: Нет, сейчас они сами по себе, и об этом можно сказать совершенно точно. Люди идут в пираты из-за низкого уровня жизни. Там $5 состоянием кажется, а тут без особого риска (он действительно минимальный) люди получают приличный доход. Кстати, рядовые пираты получают не так много – несколько тысяч долларов. Но в условиях Сомали это колоссальная сумма. Главари, соответственно, имеют куда больше. В портах, являющимися пиратскими базами, "новые сомалийцы" (их можно так назвать) строят коттеджи, покупают роскошные машины. В общем, для тех и для других это бизнес, средство заработать на жизнь. Там нет никакой политики, и, в общем и целом, вряд ли сомалийские пираты горят желанием отойти под какие-то политические "крыши" – зачем им это надо. Это лишние расходы, а с них и так деньги тянут все, кому не лень.

"Y": А есть потенциальная опасность того, что пираты станут силой, способной в чьих-то интересах влиять на мировую экономику и политику, захватывая супертанкеры, блокируя проливы и разрушая морские коммуникации?

М.В.: Нет, этого ожидать не стоит. Это разрозненные группировки, которые заняты добыванием денег совершенно неправедным путем. И это при том, что они предпочитают себя называть не бандитами и не пиратами, а солдатами. И все экипажи, которые побывали в плену, в один голос говорят, что их ни в коем случае нельзя называть пиратами, потому что они считают, что действуют на благо государства, они – солдаты Сомали. И взимают налог с человечества за то, что находятся в таком бедственном положении, а мировое сообщество смотрит на эту ситуацию сквозь пальцы.

Частично они правы, потому что в водах Сомали всегда браконьерствовали рыбаки других стран. Италия, например, сваливала и сваливает в прибрежную зону Сомали опасные отходы, и так далее.

И стихийное пиратство началось с благих побуждений, с борьбы за свои собственные права, ведь первые атаки были именно со стороны сомалийских рыбаков, они боролись с иностранными браконьерами и поначалу нападали только на них. А дальше получилось, как получилось. Но предполагать, что пираты во что-то объединятся, нет оснований.

Сейчас волей-неволей мировое сообщество вплотную займется Сомали. А все, кто этим вопросом занимается, понимают, что единственный способ быстро и решительно покончить с пиратством – это навести порядок в стране. Для этого есть два пути: либо действительно помочь правительству в Могадишо, и это был бы лучший вариант, либо оккупировать Сомали, хотя бы прибрежную зону. Иначе с сомалийскими пиратами не справиться, и неудача с Аденским заливом это блестяще продемонстрировала.

Сомалийцы утверждают, что готовы практически объявить тендер и пригласить все желающие компании, частные и даже государственные структуры, для того чтобы организовать и обустроить службу береговой охраны. У них самих на это нет денег. И сейчас мировое сообщество поймет, что это единственный выход.

"Y": У России есть возможность участвовать в этих проектах?

М.В.: Да, но нужна договоренность и решимость. Еще несколько захватов контейнеровозов – и решимость появится у всех. Сомали приглашает Россию, наших военных, предпринимателей. Военным говорят: нужна военная база? Без проблем, обустраивайтесь. Нужны постоянные заходы ваших кораблей в наши порты? Сделаем. И это не мои слова, это слова чрезвычайного посла Сомали в России, с которым я общаюсь каждый день.

"Y": Вы были на сухогрузе "Фаина" сразу после его освобождения. Можете рассказать, как это все происходило, как чувствовал себя экипаж? Насколько я знаю, несмотря на то что эта информация скрывается, часть пиратов все-таки были уничтожены?

М.В.: Это давняя история, и она уже закончилась. Да, я встретил "Фаину" в море, когда они шли в Момбасу, тогда их сопровождали американские фрегаты. На борт допустили только судовладельца и меня. Попал я туда на условии, что не буду ничего фотографировать. У меня остались очень тяжелые впечатления и от состояния экипажа, потому что было видно, что люди измотаны до предела, и от состояния самого судна, которое было загажено до последней степени. В течение тех четырех суток после освобождения, пока "Фаина" шла в Момбасу, экипаж, что смог, прибрал, но там еще отмывать и отмывать. А пару кают они оставили, и туда со слабыми нервами лучше было не входить. Я видел горы оружия, которое пираты не успели украсть, – гранатометы, пулеметы... Тем не менее основную часть стрелкового оружия они вынесли. Не тронули только танки. ГРАДы им не дали изъять американцы. А легкое оружие и огромное количество боеприпасов они взяли.

А что до потопления пиратской лодки американцами, то, когда с "Фаины" уходила последняя лодка, пираты прихватили с собой некоторое количество оружия. Между тем вывозить оружие американцы запретили, была достигнута договоренность, что если в лодках обнаружат боевые единицы, то откроют огонь на поражение. Но пираты маскировали это оружие и так перевозили. А как только отошла последняя шлюпка с пиратами, капитан побежал на мостик, связался с американцами и сообщил, что там много оружия. Было уже темно, американцы подняли вертолет (экипаж наблюдал за этим с огромным удовольствием), осветили эту лодку, что-то скомандовали пиратам, те не послушались, потом было несколько вспышек, и лодка исчезла. На этой лодке находились двое из тех, кто мучил людей больше всех, их ненавидели. Американцы не могли сознаться в том, что потопили лодку, – это противозаконно, и на вопросы экипажа, действительно ли они пустили пиратов ко дну, отвечали "no", при этом утвердительно кивая.

"Фаина" пробыла в плену четыре с половиной месяца – понятно, что для людей это стало тяжелейшим испытанием. Одним словом, сомалийским пиратам лучше не попадаться.

Но, как я уже говорил, есть основания полагать, что пираты уже связались с международной преступностью. В результате они стали относиться к захваченным морякам мягче, без излишней жестокости, стали позволять им чаще звонить домой и прочее. Если в дело вошла международная преступность, то там прекрасно понимают, что излишне крутые меры ни к чему. Международные мафиози занимаются пусть преступным, но бизнесом. Надо будет расстрелять – расстреляют, но избивать и предоставлять скотские условия проживания – такого уже нет. Это создает пиратам плохой имидж. Поэтому сейчас с пленниками обращаются намного лояльнее, чем прежде. Они понимают, что экипаж – это живой щит, и все их операции построены на нем, потому что штурмовать корабль с экипажем на борту никто не будет. Если бы это был XVIII век, когда с жизнью человека мало считались и практиковали освобождение силовым путем, то с пиратством покончили бы в два счета.

"Y": Как вы считаете, в какое время можно ждать от России конкретных шагов и решений по вопросам вмешательства в ситуацию Сомали?

М.В.: Честно говоря, не знаю. Сейчас к нам в компанию Совфрахт (одна из старейших и крупнейших транспортных компаний в России и генеральный агент Военно-морского флота России) поступил официальный запрос от правительства Сомали с просьбой рассчитать технические возможности визитов российских военных кораблей в порты Могадишо и Бербера. Последний находится в Сомали-лэнде. Дело в том, что на территории Сомали две автономные провинции: Сомали-лэнд и Пунт-лэнд. Первая более управляемая, там есть хоть какой-то порядок. Пунт-лэнд, несмотря на заверения в том, что борется с пиратством, по сути просто его прикрывает. Основные пиратские базы находятся на побережье Сомали и в Пунт-лэнде.

Так же известно, что ВМФ России поговаривает о возможном визите российских военных кораблей в Сомали. Я могу сказать, что на южноафриканском побережье к русским относятся намного лучше, чем к американцам. Во времена СССР мы там многое построили, в том числе рыболовный порт с мощностями для переработки рыбы. Так что нас там помнят с самой лучшей стороны. Во всяком случае, Сомали Россию будет только приветствовать. На мой взгляд, сейчас речь идет не столько о военном присутствии, сколько о поднятии экономики. Надо дать людям работу и хоть какую-то надежду. Сомалийцы не кровожадны по натуре, вот если мы вспомним индонезийских пиратов, то они действительно звери. Поэтому многие люди с удовольствием будут честно работать, вместо того чтобы заниматься пиратством. Отсюда, правительство Сомали больше интересует не сколько военное сотрудничество, сколько приход в страну бизнеса, чтобы что-то начало развиваться, появились рабочие места, возродилась экономика.

"Y": Россия готова по этим вопросам сотрудничать с США или у нас традиционно "свой путь"?

М.В.: Как вам сказать... Мы куда-то петляем, как обычно, не туда, куда все. Но лично я уверен, и могу это прогнозировать, что в течение месяца - двух мировое сообщество всерьез озаботится ситуацией в Сомали. И, когда озаботится, тогда и посмотрим, какие меры придумают и кто с кем станет сотрудничать. Мне не хотелось бы, чтобы был поднят вопрос об оккупации Сомали. Это не выход. Сомалийский народ весьма свободолюбив, и есть риск такими действиями добиться эффекта, противоположного ожидаемому. Достаточно вспомнить Афганистан. И при оккупации Сомали мы рискуем тем, что в стране развяжется гражданская война. Мы уже это проходили: Вьетнам, Афганистан, Югославия, Чечня, Ирак... Поэтому лучше поддержать действующее легитимное правительство и помочь им поднять экономику. Это самый лучший выход.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей