Свобода на шару

Пенсионер привязывает к домику воздушные шарики и взмывает в небо в компании бойскаута, чтобы однажды осознать, что внутри каждого человека свободы больше, чем в дебрях Амазонии

Вверх (Up), США, 2009
Режиссер: Пит Доктер, Боб Питерсон
Анимационный




Студия Pixar, бросившая немыслимые силы и средства на завоевание рынка детской 3D-анимации, похоже, получает "желтую майку лидера". После фантастического во всех смыслах "Валл-И" и прокатного чемпиона "Рататуя", "трехмерщики"-диснеевцы выпустили фильм, впервые в истории удостоенный чести открывать Каннский фестиваль. При этом стоит оговориться, что "Up" - кино совсем детское, рассчитанное на малышей, с очень тонким синефильским подтекстом, что, вероятно, и может быть оценено лишь на форуме такого уровня.

В этом кино, конечно, довольно много аллюзий на "взрослые" образцы, поскольку сценарий эксплуатирует один знатных архетипов: человека, на старости лет сменившего жизненную парадигму.

Семидесятивосьмилетнего Карла Фредриксена, чей экранный образ списан со звезды прошлого века Спенсера Трэйси и озвучен по-русски Арменом Джигарханяном, достали наглые "точечные" застройщики. Всю жизнь он мечтал путешествовать вместе со своей женой, но так и прожил в американской глуши, пока в один прекрасный день не привязал к домику воздушные шары, которыми торговал на пенсии, и не отправился в дальние страны.

Дед мог бы путешествовать налегке, но толстячок-бойскаут Рассел случайно навязался на седую голову - отсюда все беды и несчастья. Парень оказался чрезвычайно непоседливым и говорливым "кибальчишом", ужасно напоминающим хомяка Рино из "Вольта", мечтающим получить медаль за помощь престарелым. Впрочем, без его дурачеств история была бы не столь забавной и смешной.

Подсчитано: поднять в воздух вот такое жилище пенсионера способны несколько десятков миллионов шариков, хотя нашим героям хватило и пары тысяч, больше в кадр не влезло. Зато всевозможных деталей и персонажей, как это обычно бывает в пиксаровских полнометражках - не счесть. Приключения ворчливого Карла перемежаются флешбэками, ведь в юности его кумиром был знаменитый тезка, первооткрыватель Чарльз Мунц, а покойная жена Элли питала страсть к путешествиям не меньше самого старикана.

Рассказывать о похождениях этих забавных человечков трудно, не выдавая при этом почти детективных поворотов сюжета, весьма тщательно и совсем не по-детски разработанного создателями "Корпорации монстров", но то, что все полтора часа экранное действо будет сопровождать детский хохот, можно не сомневаться. Домик на шарах настолько плохо подается управлению, что Карл и Рассел всю дорогу буксуют, пока, наконец, не вываливаются над джунглями, к вящей радости их дикого населения.

В дебрях Амазонии героев встретит роскошнокрылая "птица-говорун", за которой гоняется стая легавых в чудо-ошейниках, возглавляемая местным злодеем-браконьером. И это лишь ничтожная часть того, что наши восхищенные детки увидят за полтора часа.

Однако чем еще характерны почти все диснеевские полнометражки последнего времени? Прежде чем выдумывать гэги и наделять персонажей удивительной пластикой, заполняя каждый дюйм кадра сотнями мелких деталей, вызывающих восхищение с каждым новым фильмом (как они умудряются не повторяться?) авторы решают глобальную задачу. Мы снимаем для всего мира. Это семейный просмотр, миллионы зрителей. О чем будет фильм по большому счету? О любви - тогда "Валл-И". О дружбе - пожалуйста, "Рататуй". Теперь о чем? Давайте - о свободе.

В затерянном мире стоит побывать лишь для того, чтобы сделать самое главное открытие: настоящая свобода, о которой мечтают люди, однажды вырвавшись из пут обезумевшего "цивилизованного" общества, находится не вовне, а внутри каждого человека.

Эта, ярко выраженная и, по сути, глубоко христианская идея, тщательно завуалированная детским сюжетом и кучей смешных подробностей невероятных приключений дедушки и внучка, тем не менее остается главным достижением создателей ленты "Вверх". Часто получается, что "Дисней и его команда", выпустив очередной полнометражный мультфильм, воспитывает целые поколения зрителей лучше, чем тонны школьных формуляров и любые уроки по "основам религии". Нам лишь остается удивляться, как у них это получается.

В прокате с 28 мая

Выбор читателей