Москвичи отправились в путешествие по времени

Посидеть в вагоне, где Глеб Жеглов задержал карманника Кирпича, постоять на месте водителя, послушать байки вагоновожатых, высунуться из окна, рискуя получить по шее, можно было на ретропараде трамваев, прошедшем по столичным улицам


ФОТО автора
ВСЕ ФОТО



Совершить путешествие во времени при помощи трамвая - старейшего вида городского общественного транспорта, появившегося в столице 110 лет назад, - смогли все желающие на первом в истории Москвы параде ретротехники.

Чествование трамвая-именинника началось у памятника Грибоедову, на Чистых прудах: духовой оркестр радовал публику мелодиями советской эстрады, люди активно фотографировались рядом с трамваями, выстроившимися вдоль бульвара, дети норовили забраться внутрь, отчего вагоновожатые заметно нервничали.

В назначенное время колонна ретротехники двинулась, чтобы совершить круг по Чистопрудному бульвару. Возглавляла процессию конка - двухэтажный деревянный вагон на стальном каркасе, запряженный четверкой лошадей. Кузов конки специалисты восстанавливали больше года по старым фотографиям. Она ходила по улицам с 1872-го по 1912 г. и развивала скорость около 8 км/час. Стоять в ней было нельзя, только сидеть. А сейчас прокатиться на втором этаже и подавно не удастся: империал почти достает до проводов.

За конкой неспеша следовало больше десятка уникальных вагонов, многие из которых сохранились в единственном экземпляре: довоенные, трамваи 1950 - 1960-х гг. и современный трехсекционный экземпляр. Например, трамвай "КМ", который москвичи могли наблюдать на улицах города с конца 1930-х до 1970-х гг. - настоящая знаменитость: он снимался в кинофильмах "Место встречи изменить нельзя", "Покровские ворота", "Папа". "Я очень довольна, что мы с правнуком оказались в вагоне, который ходил по Москве, когда я была ребенком. Они были переполнены даже во время войны, народу было так много, что висели на подножках, сидели на буфере", - радовалась Галина Михайловна, которой посчастливилось с правнуком Глебом прокатиться в этом вагоне.

Пожалуй, одним из самых красивых трамваев можно назвать моторный вагон марки "Ф". "У вагона "Ф" крыша фонарного типа, - рассказал Михаил Егоров, заместитель директора Музея пассажирского транспорта Москвы ГУП "Мосгортранс". - Световые разноцветные окна были сделаны для улучшения освещенности в светлое время суток. Днем в салоне очень красиво, а ночью вагон интересно смотрится со стороны - он переливается всеми цветами солнечного спектра. Такие вагоны работали в столице с 1907 по 1959 годы".

Другой не менее изящный экземпляр - трамвайный вагон марки "БФ": "В бесфонарном вагоне цветные стекла в крыше сочли ненужными. Кроме того, окна у него поднимаются вверх, а не опускаются вниз, как у фонарного, боковые стенки которого гнили быстрее, потому что в них попадала влага", - пояснил Егоров. Однако для пассажиров такая конструкция была опасна: получалась гильотина. Когда человек высовывался, окно падало, правда, чаще оно все же попадало не по голове, а по рукам. Беречь себя москвичам приходилось с 1925 по 1970 годы.

Кстати, водителям трамваев в те времена приходилось всю рабочую смену стоять на ногах: считалось, что это наиболее безопасно, так как вагоновожатый в таком положении не сможет заснуть.

С чешским вагоном "Татра", который появился на столичных улицах в начале 1960-х, у водителя трамвая Александра Кирсанова связано много воспоминаний: "Когда он только появился, мне было десять лет. Я прекрасно помню, как люди на остановке ждали по полчаса, чтобы на нем прокатиться: ходило всего несколько вагонов на всю Москву. Он воплощал в себе современные тенденции - управление ножное, как в автомобиле, - и водители, привыкшие всю жизнь крутить рукой контроллер, боялись на них работать. Поэтому водили "Татры" молоденькие девочки без стажа и опыта".

Праздничная процессия двигалась по центральным улицам к старейшему в Москве депо им. Апакова, которое было построено еще в начале ХХ в. и действует до сих пор. Водители автомобилей притормаживали и восхищенно смотрели на вереницу трамваев, пешеходы останавливались, радостно махали пассажирам и снимали вагоны на фото- и видеокамеры.

В числе пассажиров ехали и водители трамваев, которые развлекали народ байками: "Я как-то разогнал трамвай до 80 километров, - рассказывал о своих рабочих буднях вагоновожатый Андрей, - рядом со мной ехал "Икарус" и никак не мог меня обогнать. Думаю, что можно было и до 90 разогнаться, но страшно: вагон был пустой и его сильно кидало". На счету Андрея больше 70 столкновений с машинами, но его это не пугает: "Ну а что делать? Их же учить надо".

Кто-то, как Александр Ефимов, вспоминал молодость: "Я очень хорошо помню все эти вагоны. Самое интересное было, когда дверей автоматических еще не было, а все мужчины бежали и вскакивали в трамвай. У "Динамо", вообще, пассажиры висели виноградом".

Жаль, что кроме ретропарада москвичи больше нигде не смогут увидеть эти уникальные машины. "Раньше был музей, но его закрыли и сделали депо монорельса. Есть большой запас вагонов, которые еще не восстановлены, но, когда ими будут заниматься не известно, - сокрушался Александр Шанин, автор нескольких книг по истории московского трамвая. - Вагон "КМ" и "КП" сохранились только потому, что работали в качестве путеизмерительного поезда, "БФ" был буксиром, рама конки использовалась в депо имени Апакова, чтобы мыть окна - на ней стояла лестница".

#0 На Чистых прудах духовой оркестр радовал публику мелодиями советской эстрады #1 Парад ретро-трамваев возглавила конка, запряженная четверкой лошадей #2 Кузов конки специалисты восстанавливали больше года по старым фотографиям #3 Прокатиться на втором этаже сейчас нельзя: империал почти достает до проводов #4 В комфортном салоне могли разместиться 20 человек #5 Наибольший интерес у зрителей вызвали лошади #6 Лошадей для парада выбирали на базе в Кузьминках #7 Женщина-кучер #8 Одним из самых красивых трамваев можно назвать моторный вагон марки "Ф" - фонарный #9 Когда автоматических дверей еще не было, пассажиры вскакивали в трамвай на ходу #10 В старых трамваях водителям приходилось всю рабочую смену стоять на ногах #11 Световые разноцветные окна в вагоне "Ф" были сделаны для улучшения освещенности в светлое время суток #12 В бесфонарном вагоне - "БФ" - цветные стекла в крыше сочли ненужными #13 Вагону "БФ" после реставрации вернули так называемую окраску 1934 года #14 В этом вагоне Глеб Жеглов поймал Кирпича #15 Аварийный ручной тормоз #16 Зимой трамваи не отапливались, но в них было теплее, чем на улице. Талая вода стекала по ребристому полу, и валенки не промокали #17 Такие трамваи ходили по столице с 1947 по 1981 год. За комфорт, надежность и красоту салона они получили прозвище "Московские коробочки" #18 Эти вагоны считались самыми современными для своего времени. В столице они проработали всего 16 лет. В 1966 году часть трамваев была передана пострадавшему от землетрясения Ташкенту #19 Сознательные пассажиры должны были самостоятельно бросить нужную сумму в кассу и оторвать себе билет. А несознательные отматывали билеты рулонами, чтобы найти среди них счастливый и съесть его #20 Когда чешский вагон "Татра" появился на столичных улицах, люди по полчаса ждали на остановках, чтобы на нем прокатиться #21 Трамвай-именинник #22 Современный трехсекционный трамвай - пока редкость #23 Галина Михайловна была счастлива прокатиться в трамвае, в котором ездила еще ребенком #24 Вагоновожатому Геннадию скоро на пенсию, но без трамвая он свою жизнь не представляет #25 Таким способом некоторые добирались до школы #26 Почувствовать себя вагоновожатыми могли даже дети #27 Депо им. Апакова

Выбор читателей