Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО автора |
Чествование трамвая-именинника началось у памятника Грибоедову, на Чистых прудах: духовой оркестр радовал публику мелодиями советской эстрады, люди активно фотографировались рядом с трамваями, выстроившимися вдоль бульвара, дети норовили забраться внутрь, отчего вагоновожатые заметно нервничали.
В назначенное время колонна ретротехники двинулась, чтобы совершить круг по Чистопрудному бульвару. Возглавляла процессию конка - двухэтажный деревянный вагон на стальном каркасе, запряженный четверкой лошадей. Кузов конки специалисты восстанавливали больше года по старым фотографиям. Она ходила по улицам с 1872-го по 1912 г. и развивала скорость около 8 км/час. Стоять в ней было нельзя, только сидеть. А сейчас прокатиться на втором этаже и подавно не удастся: империал почти достает до проводов.
За конкой неспеша следовало больше десятка уникальных вагонов, многие из которых сохранились в единственном экземпляре: довоенные, трамваи 1950 - 1960-х гг. и современный трехсекционный экземпляр. Например, трамвай "КМ", который москвичи могли наблюдать на улицах города с конца 1930-х до 1970-х гг. - настоящая знаменитость: он снимался в кинофильмах "Место встречи изменить нельзя", "Покровские ворота", "Папа". "Я очень довольна, что мы с правнуком оказались в вагоне, который ходил по Москве, когда я была ребенком. Они были переполнены даже во время войны, народу было так много, что висели на подножках, сидели на буфере", - радовалась Галина Михайловна, которой посчастливилось с правнуком Глебом прокатиться в этом вагоне.
Пожалуй, одним из самых красивых трамваев можно назвать моторный вагон марки "Ф". "У вагона "Ф" крыша фонарного типа, - рассказал Михаил Егоров, заместитель директора Музея пассажирского транспорта Москвы ГУП "Мосгортранс". - Световые разноцветные окна были сделаны для улучшения освещенности в светлое время суток. Днем в салоне очень красиво, а ночью вагон интересно смотрится со стороны - он переливается всеми цветами солнечного спектра. Такие вагоны работали в столице с 1907 по 1959 годы".
Другой не менее изящный экземпляр - трамвайный вагон марки "БФ": "В бесфонарном вагоне цветные стекла в крыше сочли ненужными. Кроме того, окна у него поднимаются вверх, а не опускаются вниз, как у фонарного, боковые стенки которого гнили быстрее, потому что в них попадала влага", - пояснил Егоров. Однако для пассажиров такая конструкция была опасна: получалась гильотина. Когда человек высовывался, окно падало, правда, чаще оно все же попадало не по голове, а по рукам. Беречь себя москвичам приходилось с 1925 по 1970 годы.
Кстати, водителям трамваев в те времена приходилось всю рабочую смену стоять на ногах: считалось, что это наиболее безопасно, так как вагоновожатый в таком положении не сможет заснуть.
С чешским вагоном "Татра", который появился на столичных улицах в начале 1960-х, у водителя трамвая Александра Кирсанова связано много воспоминаний: "Когда он только появился, мне было десять лет. Я прекрасно помню, как люди на остановке ждали по полчаса, чтобы на нем прокатиться: ходило всего несколько вагонов на всю Москву. Он воплощал в себе современные тенденции - управление ножное, как в автомобиле, - и водители, привыкшие всю жизнь крутить рукой контроллер, боялись на них работать. Поэтому водили "Татры" молоденькие девочки без стажа и опыта".
Праздничная процессия двигалась по центральным улицам к старейшему в Москве депо им. Апакова, которое было построено еще в начале ХХ в. и действует до сих пор. Водители автомобилей притормаживали и восхищенно смотрели на вереницу трамваев, пешеходы останавливались, радостно махали пассажирам и снимали вагоны на фото- и видеокамеры.
В числе пассажиров ехали и водители трамваев, которые развлекали народ байками: "Я как-то разогнал трамвай до 80 километров, - рассказывал о своих рабочих буднях вагоновожатый Андрей, - рядом со мной ехал "Икарус" и никак не мог меня обогнать. Думаю, что можно было и до 90 разогнаться, но страшно: вагон был пустой и его сильно кидало". На счету Андрея больше 70 столкновений с машинами, но его это не пугает: "Ну а что делать? Их же учить надо".
Кто-то, как Александр Ефимов, вспоминал молодость: "Я очень хорошо помню все эти вагоны. Самое интересное было, когда дверей автоматических еще не было, а все мужчины бежали и вскакивали в трамвай. У "Динамо", вообще, пассажиры висели виноградом".
Жаль, что кроме ретропарада москвичи больше нигде не смогут увидеть эти уникальные машины. "Раньше был музей, но его закрыли и сделали депо монорельса. Есть большой запас вагонов, которые еще не восстановлены, но, когда ими будут заниматься не известно, - сокрушался Александр Шанин, автор нескольких книг по истории московского трамвая. - Вагон "КМ" и "КП" сохранились только потому, что работали в качестве путеизмерительного поезда, "БФ" был буксиром, рама конки использовалась в депо имени Апакова, чтобы мыть окна - на ней стояла лестница".
#0 На Чистых прудах духовой оркестр радовал публику мелодиями советской эстрады #1 Парад ретро-трамваев возглавила конка, запряженная четверкой лошадей #2 Кузов конки специалисты восстанавливали больше года по старым фотографиям #3 Прокатиться на втором этаже сейчас нельзя: империал почти достает до проводов #4 В комфортном салоне могли разместиться 20 человек #5 Наибольший интерес у зрителей вызвали лошади #6 Лошадей для парада выбирали на базе в Кузьминках #7 Женщина-кучер #8 Одним из самых красивых трамваев можно назвать моторный вагон марки "Ф" - фонарный #9 Когда автоматических дверей еще не было, пассажиры вскакивали в трамвай на ходу #10 В старых трамваях водителям приходилось всю рабочую смену стоять на ногах #11 Световые разноцветные окна в вагоне "Ф" были сделаны для улучшения освещенности в светлое время суток #12 В бесфонарном вагоне - "БФ" - цветные стекла в крыше сочли ненужными #13 Вагону "БФ" после реставрации вернули так называемую окраску 1934 года #14 В этом вагоне Глеб Жеглов поймал Кирпича #15 Аварийный ручной тормоз #16 Зимой трамваи не отапливались, но в них было теплее, чем на улице. Талая вода стекала по ребристому полу, и валенки не промокали #17 Такие трамваи ходили по столице с 1947 по 1981 год. За комфорт, надежность и красоту салона они получили прозвище "Московские коробочки" #18 Эти вагоны считались самыми современными для своего времени. В столице они проработали всего 16 лет. В 1966 году часть трамваев была передана пострадавшему от землетрясения Ташкенту #19 Сознательные пассажиры должны были самостоятельно бросить нужную сумму в кассу и оторвать себе билет. А несознательные отматывали билеты рулонами, чтобы найти среди них счастливый и съесть его #20 Когда чешский вагон "Татра" появился на столичных улицах, люди по полчаса ждали на остановках, чтобы на нем прокатиться #21 Трамвай-именинник #22 Современный трехсекционный трамвай - пока редкость #23 Галина Михайловна была счастлива прокатиться в трамвае, в котором ездила еще ребенком #24 Вагоновожатому Геннадию скоро на пенсию, но без трамвая он свою жизнь не представляет #25 Таким способом некоторые добирались до школы #26 Почувствовать себя вагоновожатыми могли даже дети #27 Депо им. Апакова
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету