Путин подписал приговор "Жигулям"

Утвержденные премьером новые правила льготного автокредитования могут поставить крест на коммерческих перспективах ветерана отечественного легкового автомобилестроения




Новые автомобили стали для россиян еще доступней – если, конечно, само понятие "доступность автомобиля" сохраняет свою актуальность в нынешних условиях.

В понедельник председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление об увеличении предельной цены так называемых льготных автомобилей. В соответствии с этим документом государство готово субсидировать населению кредиты на покупку автомобилей, собранных на территории России, стоимостью до 600 тыс. рублей. Ранее, напомним, максимальная сумма субсидируемого кредита составляла 350 тыс. руб., что фактически ограничивало список льготных машин одной хорошо известной маркой. По словам Путина, правительство по-прежнему будет субсидировать кредиты в размере двух третей ставки рефинансирования Центробанка.

Важной особенностью принятого решения является то обстоятельство, что под действие нового механизма подпадут все произведенные в России автомобили до 3,5 т, включая легкие коммерческие авто. Помимо отечественных производителей в программе по государственному субсидированию, по словам премьера, смогут принять участие и работающие в России компании со стопроцентным иностранным капиталом.

Другим важнейшим моментом является предложение о снижении размера предоплаты при покупке автомобиля: по мнению премьера, первоначальный взнос должен быть снижен с 30% до 15%. Наконец, постановление существенно расширяет сроки льготного кредита: максимальный срок выплаты будет продлен до трех лет.

Ранее в льготную категорию попадала продукция преимущественно АвтоВАЗа (22 модификации), "Рено Логан", "Шевроле Нива", специально удешевленная модель "Форд Фокус" (которой фактически не оказалось в продаже), а также ряд не самых популярных марок, таких как "УАЗ Хантер", "Фиат Альбеа", "Шкода Фабия" и другие. Ситуацию осложняло то, что часть моделей попадала в льготный список в "голой" базовой комплектации, что в последнее время уже не устраивает российского потребителя. По сути, действующий порядок можно было расценить как попытку повысить продажи АвтоВАЗа, машины которого население все меньше настроено покупать, даже невзирая на кризис. В итоге, предыдущая программа льготного автокредитования фактически провалилась: по данным Минпромторга, на 2 июля физическими лицами в банки было подано всего 29 тыс. 878 заявок на получение автокредитов по программе льготного кредитования, из которых выдано 16 тыс. 217 кредитов.

Увеличение размера льготного кредитования и продление его сроков существенно улучшают принятую ранее программу. Теперь в льготный список попадают практически все производимые на территории России автомобили. Безусловно, главной причиной правительственной щедрости стала ситуация в отечественном автопроме и промышленности вообще. В сложившейся ситуации, возможно, только благодаря искусственному стимулированию внутреннего спроса можно сохранить производство на большинстве предприятий, запущенных в благополучные годы. Дело в том, что снизить себестоимость современного автомобиля, производимого в России путем промышленной сборки, крайне сложно. Это объясняется невозможностью ужать стоимость ввозимых иностранных комплектующих, а также сравнительно высокой стоимостью рабочей силы в России. Поэтому использование льготного кредитования является едва ли не единственным способом обеспечить необходимый объем продаж автомобилей во время кризиса.

Еще одним положительным моментом расширения лимитов кредитования является включение в льготный список легких коммерческих автомобилей. В сложившейся ситуации это можно рассматривать, в том числе, и как помощь малому бизнесу. "ГАЗели" и "Соболи" являются в России наиболее популярными коммерческими автомобилями, и облегчение их приобретения, безусловно, окажется подспорьем для малого бизнеса.

Не менее интересны последствия принятых решений и для самих автопроизводителей. Расширение льготных списков "опускает" существенную часть рынка до уровня массового спроса. Это приведет к усилению конкуренции в данном сегменте, которая заставит компании бороться за оптимальное сочетание цены и качества своей продукции. Одним из неожиданных следствий этого может стать дальнейшее ослабление позиций АвтоВАЗа. Несколько месяцев действия первой редакции правил льготного кредитования показали, что даже на этих условиях покупатели не готовы платить деньги за продукцию главного автомобильного предприятия страны. По всей видимости, мы наблюдаем постепенное сокращение самого сегмента (относительно дешевое, морально устаревшее авто невысокого качества), представляемого ВАЗом, и в таком случае новые правила льготного кредитования способны поставить крест на коммерческих перспективах ветерана отечественного легкового автомобилестроения. Основная часть спроса постепенно сместится на ступень выше, в следующий ценовой сегмент. Все предпосылки к этому были сформированы еще несколько лет назад. Сохраняются они и сейчас, невзирая на кризис. За компанию с АвтоВАЗом в сложном положении могут оказаться и китайские машины. Это произойдет в том случае, если производители из Поднебесной не улучшат качество своей продукции, а также уровень сервиса и поставок запчастей.

Выбор читателей