Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Как показали результаты исследования, не так уж много россиян знают о мерах государственной поддержки граждан, имеющих непогашенные кредиты, – таких только 32%. Наиболее осведомленными в этом вопросе являются сами должники – о господдержке осведомлена почти половина (49%) таких респондентов, однако даже среди них пользуются помощью государства лишь 2%. Ничего не знают о государственной поддержке 64% участников опроса. В основном подобное неведение присуще тем, у кого нет непогашенных кредитов (70% опрошенных).
Главная причина, по которой должники не пользуются государственной поддержкой по выплате кредита, – отсутствие необходимости в этой помощи, ее назвали 28% опрошенных. При этом 18% указывают на недостаток информации, а 17% не попадают в категории граждан, имеющих право на поддержку. Еще 14% сообщают, что не нуждаются в государственной помощи, так как выплатили большую часть долга, 11% хотят как можно скорее погасить кредит, 10% полагают, что все государственные программы поддержки – обман, причем такое мнение наиболее характерно для малообеспеченных россиян. Среди прочих причин – неподходящие условия помощи (8%) и отсутствие доверия к банковской системе (3%).
Одалживать деньги у банка в ближайшее время намереваются лишь 7% жителей России. Из них 2% собираются приобрести на эти деньги автомобиль, по 1% планируют потратить кредитные средства на недвижимость, ремонт квартиры или дома, мебель, аудио-, видео- и бытовую технику, неотложные нужды и т.д. Таким образом, автомобиль остается наиболее востребованным объектом кредитования. Большинство россиян, у которых на данный момент есть непогашенный кредит (а таких, согласно более раннему опросу того же ВЦИОМ, насчитывается 26%), 22% брали деньги именно на машину. Еще 18% покупали бытовую технику или телефон, 21% опрошенных должников деньги понадобились "на неотложные нужды".
Кстати, существенное сокращение объемов выдачи кредитов на покупку автомобилей, по мнению специалистов агентства "Автостат", стало основной причиной значительного падения российского авторынка в первой половине 2009 года. По их оценкам, за первые шесть месяцев текущего года в кредит было реализовано порядка 130 – 150 тыс. машин, тогда как за аналогичный период прошлого года – около 700 тысяч. В то же время, продажи автомобилей за наличные средства сократились существенно меньше – всего на 18% – 20%, констатируют аналитики. Однако, начиная с весны, рынок автокредитования начал оживать.
Стоит отметить, что, несмотря на данные ВЦИОМ, согласно которым основной причиной отказа должников от государственной помощи является наличие достаточно количества собственных средств, избежать невозвратов банкам все же не удастся. По мнению министра финансов РФ Алексея Кудрина, к концу года доля таких кредитов по международной системе финансовой отчетности (МСФО) немного превысит 10%. А по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) объем невозврата будет чуть меньше этой цифры. Международное рейтинговое агентство Fitch настроено более пессимистично и прогнозирует увеличение объема просроченной задолженности в российской банковской системе до 25%, что является уже достаточно критичной цифрой. Но в любом случае, в основном проблемная задолженность, скорее всего, окажется на совести предприятий, а доля кредитов физических лиц в этом показателе будет невелика.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету