Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Грузия и Южная Осетия по этому поводу традиционно обменялись встречными претензиями. По утверждению грузинских властей, стреляли из Цхинвала – в направлении села Никози и по направлению поста МВД Грузии. В дежурной части МВД Южной Осетии утверждают, что стреляли из Никози по жилым корпусам Цхинвала.
Тбилиси не скупится на жесткие комментарии. У Грузии нет оснований полагать, что "оккупанты прекратят такого рода агрессивные действия", и потому правительство и народ должны сохранить твердость и "разумно, как это соответствует национальным интересам нашей страны", встретить такие провокации, заявил государственный министр Грузии по вопросам евроатлантической интеграции Гиоргий Барамидзе.
В свою очередь, министр обороны ЮО Юрий Танаев уверяет, что "руководство Грузии ждет удобного момента, чтобы нанести удар исподтишка в спину нашей республики и нашей независимости". В ближайшее время такое развитие событий вряд ли возможно, но в перспективе, по словам министра, нападение "вполне реально". "Вчерашний обстрел Цхинвала – это один из этапов провокаций и подготовки этого вооруженного конфликта. И то, что американцы хотят ввести своих наблюдателей в состав наблюдателей Евросоюза, тоже может спровоцировать новый конфликт и втягивание США в эти события", – заключил Танаев.
По данным министерства, на границах Ленингорского района Южной Осетии отмечается активизация деятельности грузинских Вооруженных сил. Грузинская реактивная артиллерия постоянно перемещается, выезжает на позиции, занимает их, отрабатывает свои задачи и снова уходит. Артиллерия нацелена на село Монастер и может нанести удар в Ленингорском районе. В районе села Орчосан грузинские военные установили приборы наблюдения, записывающую аппаратуру и снимают территорию РЮО.
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, тем не менее, исключает новую агрессию со стороны Грузии, считая, что гарантией этого являются соглашения с Россией. Хотя на сегодняшний день "с помощью США, НАТО, Украины, Израиля и других государств" Грузия восполнила свой военный потенциал, который был растерян после войны в августе 2008 г., а грузинская армия "более оснащена, чем до августа", "и мы с Российской Федерацией тоже не сидим на месте, и, учитывая события августа 2008 года, тоже предпринимаем соответствующие шаги", заявил Кокойты в интервью РИА "Новости".
Опрошенные "Yтром" эксперты также не склонны драматизировать ситуацию. В истории с обстрелами много неясностей, но, так или иначе, вряд ли Саакашвили отважится сейчас на новые "подвиги", считает известный российский военный журналист и историк Артем Драбкин.
"Семьдесят лет тому назад произошел так называемый "Майнильский инцидент", ставший поводом для начала Советско-финской войны 1939 года. До сих пор историки спорят о том, был ли обстрел, при котором погибли четверо и были ранены девять красноармейцев, или его не было, а имела место инсценировка. История с обстрелом повторяется. Вряд ли мы узнаем о том, был ли накануне обстрел, и уж точно никогда – кто его начал. Можно только подумать, кому это выгодно".
По мнению Драбкина, год назад Саакашвили жестоко просчитался, уповая, с одной стороны, на силу и помощь США, с другой – на слабость и неповоротливость России. "Единственный раз я видел Саакашвили в Гори, когда он трусливо куда-то побежал, был схвачен своими же охранниками и увезен подальше от мнимой угрозы. При виде грузинской армии в действии год назад постоянно всплывала цитата из "Демона" Лермонтова о "бежавших робких грузинах". Мне не кажется, что ее боевой дух когда-нибудь позволит им проводить войсковые операции, а не гонять партизан по пустыне под покровительством американцев. Но как бы я ни относился к Саакашвили, он не тот человек, который будет наступать дважды на одни и те же грабли – по крайней мере, до полного восстановления боеспособности своей армии", – уверен собеседник "Yтра".
Что касается Цхинвала, "ему выгодно поддерживать образ маленькой, но гордой страны, постоянно находящейся перед лицом непрекращающейся агрессии: можно лишний раз напомнить о себе, да и попросить у Москвы побольше". "Этот обстрел не станет новым "Майнильским инцидентом", но нам еще не раз придется слышать и писать об обстрелах Цхинвала. Других информационных поводов вспомнить об Осетии не предвидится", – резюмировал эксперт.
Нынешние обстрелы грузинскими военными территории Южной Осетии довольно симптоматичны, так как и августовской войне предшествовали 4,5 года "мирных" обстрелов, считает президент исследовательского центра "Политическая аналитика" Михаил Тульский. Напоминая предысторию, эксперт акцентирует внимание на том, что претензии Грузии на спорные территории с исторической точки зрения выглядят необоснованно.
"Обстрелы начались сразу после избрания Саакашвили президентом Грузии: на выборах он и не скрывал, что намерен "восстановить" великую Грузию, "вернув" ей Южную Осетию и Абхазию – и это несмотря на то что эти республики уже более 17 лет не входят в Грузию, а Южная Осетия вообще ни дня не входила в независимую Грузию. В советские времена Южная Осетия всегда требовала независимости от Грузинской ССР, а с 1989 года эти требования звучали уже публично и на официальном уровне. С сентября 1990 года Южная Осетия вышла из состава Грузинской ССР и из подчинения грузинскому руководству, а в сентябре 1991 года Верховный совет Южной Осетии принял решение о вхождении республики в состав России. В январе 1992 г. прошел референдум Южной Осетии, на котором, при явке 98,2%, за выход из Грузии и присоединение к России проголосовали 99,7%", – напомнил эксперт.
"Начиная с 1990 года Южная Осетия никогда не участвовала ни в одних грузинских выборах и референдумах, в то же время она участвовала в референдуме о сохранении СССР 17 марта 1991 года, который Грузия полностью бойкотировала. Поэтому не признавать независимость Южной Осетии от Грузии могут только те, кто не знает истории и реальных настроений осетин", – поясняет Тульский.
Что же касается обстрелов, то в середине 1992 г. после заключения перемирия в Южную Осетию были введены миротворцы, и с тех пор обстрелы со стороны Грузии практически прекратились. "Однако буквально через месяц после избрания Саакашвили президентом обстрелы Южной Осетии грузинами стали обычным делом: уже 9 февраля 2004 г. в у села Эредви под Цхинвалом в результате обстрела осетинского автомобиля грузинскими полицейскими убит один из руководителей Минобороны Южной Осетии Виктор Мамитов. Третьего июня 2004 г. Грузия увеличила свой "миротворческий" контингент в Осетии со 150 до 500 солдат, после чего 30 июня 2004 г. впервые были обстреляны уже российские миротворцы. Весь июль и август 2004 г. в Южной Осетии прошел в обстрелах со стороны Грузии, а 12 августа 2004 г. при обстреле Цхинвала были применены тяжелые 120-миллиметровые минометы. Наконец, 19 августа 2004 г. грузинская армия начала поход на Южную Осетию (и опять обстрелы Цхинвала). Однако поход оказался неподготовленным: в первом же осетинском селе грузин ждала засада, и буквально на следующий день грузины вынуждены были его прекратить. С тех пор обстрелы Цхинвала с грузинской стороны происходили чуть ли не каждый месяц, пока, наконец, в августе 2008 года грузины снова не начали полномасштабную войну", – напоминает Тульский.
Нынешние обстрелы также начались летом, но вряд ли они немедленно выльются в новую войну, полагает президент центра "Политическая аналитика". "Все страны мира сейчас больше озабочены кризисом, да и Саакашвили, несмотря на все грозные заявления оппозиции, ничего не угрожает: все телеканалы Грузии у него под контролем, во главе силовых структур и региональных администраций стоят верные ему люди. Кроме того, Саакашвили, наконец, дождался и прямой поддержки от администрации Обамы в лице вице-президента Джозефа Байдена, который всеми своими заявлениями опроверг мечты Кремля и мнения кремлевских "экспертов" о том, что США ищут Саакашвили замену и вот-вот его "уберут", – поясняет аналитик.
Так что в этой ситуации для Саакашвили начинать новую войну – слишком рано, а вот поддерживать напряженность имеет смысл: "новая война ему может понадобиться перед следующими выборами в январе 2013 года, когда появится необходимость консолидировать избирателей против "российской угрозы". "Сейчас ни внутриполитической, ни внешнеполитической необходимости в новой войне ни у Саакашвили, ни у его начальников в Вашингтоне нет, соответственно, и война в этом году крайне маловероятна", – резюмировал Михаил Тульский.
В Европе чувствуется усталость от конфликта