GM нашел, кому продать Opel

Убыточный автопроизводитель достанется консорциуму канадской компании Magna и российского Сбербанка. До окончательного заключения сделки пока далеко - профсоюзы будут отстаивать рабочие места в немецкой компании до последнего




Стало известно, кому обанкротившийся американский автопроизводитель General Motors продаст свой крупнейший европейский актив - немецкую компанию Opel. Вопреки сомнениям некоторых наблюдателей, контрольный пакет в 55% акций достанется консорциуму, состоящему из канадского изготовителя автомобильных комплектующих Magna International и российского Сбербанка.

Как сообщает The New York Times, о том, что соглашение было достигнуто, объявила вчера на пресс-конференции в Берлине канцлер Германии Ангела Меркель. Несмотря на оптимизм немецкого лидера, до завершения сделки еще очень далеко - ее участники еще должны договориться с профсоюзами о возможном сокращении рабочих мест (на заводах Opel работает около 25 тысяч человек). Представители одного из ведущих немецких профсоюзов IG Metall уже объявили, что переговоры с GM и Magna - Сбербанк будут трудными.

Масштабы возможных сокращений в Opel будут во многом зависеть и от самой Ангелы Меркель. Правительство Германии должно окончательно определиться с тем, сколько бюджетных средств оно готово потратить на реструктуризацию компании. Предполагается, что Magna и Сбербанк получат от Германии ссуду в размере около €4,5 миллиарда.

О том, что вероятным покупателем Opel станет российско-канадский консорциум, стало известно еще весной, однако окончательному заключению сделки помешало банкротство GM, о котором автогигант заявил 1 июня. До этого печального известия предполагалось, что Сбербанк получит 30% акций немецкого автопроизводителя, Magna International удовлетворится 20%, 35% останутся у GM, а еще 10% разделят между собой работники Opel и автодилеры.

После того как GM закончил процедуру защиты от банкротства, шансы Magna и Сбербанка на заключение сделки несколько уменьшились - о своем намерении купить Opel заявили бельгийская инвестиционная компания RHJ International и китайский автопроизводитель Beijing Automotive Industry. К тому же некоторые заинтересованные лица начали высказывать опасения, что новая структура собственности, в которой Сбербанку будет принадлежать почти треть, передаст в российские руки слишком много рычагов влияния.

В ответ на это Сбербанк и Magna решили разделить выкупаемый ими пакет акций поровну - теперь и россияне, и канадцы получат по 27,5% Opel. Кроме того, представители Magna пообещали, что постараются сохранить как можно больше рабочих мест. Эти решения, по всей видимости, помогли членам совета директоров GM наконец определиться, кому перейдет немецкий автопроизводитель.

Кроме немецкого Opel, в собственность Сбербанка и Magna перейдет британское подразделение компании - Vauxhall. В Великобритании сделка вызывает опасения: хотя Magna и пообещала не закрывать завод Vauxhall в Чешире до 2013 г., что будет с предприятием после этого, не ясно. Всего на трех заводах Vauxhall заняты 5,5 тысячи человек. Не исключено, что вскоре значительная их часть будут вынуждены искать новое место работы.

Выбор читателей