МВФ строит планы на чужие нефтедоллары

По мнению главы МВФ, странам нет необходимости создавать "подушки безопасности" и наращивать собственные валютные резервы в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. Эту роль может взять на себя сам фонд


ФОТО: AP



Продолжающееся в Стамбуле заседание Международного валютного фонда оказалось не таким рутинным мероприятием, как предполагали многие эксперты. Руководство МВФ перешло в активное наступление, заявив о необходимости расширения финансовых возможностей и полномочий фонда. МВФ должен взять на себя роль единого глобального страхового фонда, услугами которого входящие в него страны могли бы использовать в случае наступления кризиса, заявил директор-распорядитель фонда Доминик Стросс-Кан.

Согласно новой доктрине, МВФ намерен претендовать на роль главного кредитора на планете. По мнению Стросс-Кана, государствам нет необходимости создавать собственные "подушки безопасности" и наращивать валютные резервы в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. Эту роль может взять на себя МВФ, к которому в случае кризиса любая страна может обратиться за помощью.

На сегодняшний день ресурсы фонда составляют порядка $1 трлн, и Стросс-Кан призвал 186 стран-участниц МВФ увеличить их как минимум еще на $1 триллион. По мнению директора-распорядителя, это защитит мировую экономику от новых кризисов и заставит крупные развивающиеся государства-экспортеры отказаться от накопления огромных золотовалютных резервов. Освободившийся капитал страны с большими золотовалютными резервами могут направить на развитие национальных экономик.

Однако быстрая реализация данной идеи выглядит практически невозможной. Подавляющее большинство стран считают накопление или ненакопление резервов исключительно внутренним делом и вряд ли готовы от него отказаться. Кроме того, совершенно очевидно, что достичь абсолютного равенства участников в "колхозе от МВФ" невозможно, ибо доли различных акционеров фонда различаются на порядки, и при существующем укладе принятие решений по использованию резервов будет оставаться за крупнейшими акционерами фонда.

Напомним, развивающиеся страны настаивают на перераспределении влияния в МВФ в свою сторону. Например, Китай очень недоволен тем, что ему принадлежит всего около 3,7% голосов в фонде, что явно неадекватно роли КНР в мировой экономике и политике. Помимо этого, развивающиеся страны настаивают на исключении практики навязывания кредитуемым странам экономических рекомендаций МВФ. Министр финансов Бразилии Гиду Мантега намерен пойти еще дальше. По его мнению, МВФ должен превратиться в некий аналог всемирного центрального банка, выделяющий кредиты проблемным странам и обеспечивающий межгосударственные валютообменные операции.

Вряд ли на завершающем сегодня работу стамбульском саммите будет выработано единство взглядов на будущее МВФ. Интересы участников фонда зачастую противоречат друг другу, что исключает возможность формирования общей позиции. Единственным существенным изменением в работе МВФ может стать повышение квоты Китая, обусловленное его растущим политическим и экономическим влиянием.

Выбор читателей