Верховный суд поднял тему смертной казни

Высший судебный орган России поинтересовался у коллег, ведающих Конституцией, не пора ли открывать вакансии палачей. Данный вопрос будет рассмотрен уже на следующей неделе, так как его сочли безотлагательным и чрезвычайно значимым




Высший судебный орган России сегодня взорвал настоящую бомбу в медийном пространстве, напомнив гражданам о подзабытой уже смертной казни, за которую одни, как известно, всеми руками "за", а другие - гуманно "против".

Дело вот в чем - пленум Верховного суда РФ обратился к коллегам, ведающим Конституцией, с ходатайством, в котором попросил определиться с этой мерой наказания. Ведь время идет, до Нового года осталось совсем немного, а с 1 января 2010 г. в Чеченской Республике вводится суд присяжных. Именно вотчина Кадырова, напомним, пока остается последним регионом страны, где не действует этот институт.

А мораторий на смертную казнь, введенный Конституционным судом Российской Федерации 2 февраля 1999 г., действует как раз до того дня, когда на территории всей страны появятся суды присяжных, к которым смогут прибегнуть обвиняемые в надежде на менее строгий приговор. Таким образом, на принятие решения об окончательной отмене высшей меры наказания или же, напротив, о разрешении на ее применение, у КС РФ осталось всего ничего - ноябрь с декабрем. И если никаких изменений в законодательство за это время внесено не будет, преступников можно будет смело стрелять, вешать или сажать на электрические стулы. Из Уголовного кодекс, кстати, высшую меру никто не убирал.

Впрочем, тянуть судьи не намерены и, возможно, рассмотрят ходатайство ВС РФ уже на следующей неделе. "В силу неотложности и чрезвычайной значимости поставленного вопроса решение о принятии к рассмотрению данного ходатайства может состояться на ближайшем судейском пленуме 3 ноября 2009 года. В случае принятия ходатайства к рассмотрению Конституционным судом, дело будет рассмотрено в открытом пленарном заседании", - говорится в сообщении пресс-службы судебного органа.

Тем временем разгораются жаркие дискуссии по вопросу того, стоит ли отменять смертную казнь окончательно. Не остались в стороне от этой темы и депутаты Госдумы, мнения которых оказались кардинально противоположными. Член "Единой России" Дмитрий Вяткин, к примеру, выступает против восстановления высшей меры наказания, отмечая при этом, что, действительно, значительная часть общества хотела бы казни для особо "отличившихся преступников".

"Восстановление смертной казни - это будет, конечно же, некий шаг или реверанс в сторону общественного мнения, но с другой стороны, восстановление смертной казни - это признак того, что власть не готова к серьезному разговору со своими согражданами", - говорит депутат.

Другие парламентарии напоминают, что смертная казнь в России серьезно навредит отношениям Москвы с Европой. А вот лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев предлагает не оглядываться на Брюссель, а ставить врагов общества к стенке. "На сегодняшний день существует порядка шести составов преступлений, за которые смертная казнь предусмотрена, мы предлагаем добавить еще три - терроризм, изнасилование несовершеннолетних и статьи, связанные с наркотиками", - указал либерал-демократ.

Первый зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, в свою очередь, отмечает: "Этот вопрос является предметом общественного согласия и политического решения. На сегодняшний день пожизненное заключение в наших тюрьмах, оно тяжелее, чем смертная казнь".

Так или иначе, эти дискуссии, скорее всего, серьезного основания под собой не имеют, ведь запрос Верховного суда - это не попытка вернуть смертную казнь, а, скорее, стремление устранить юридический казус или, как выразился глава международного комитета Госдумы РФ Константин Косачев, заполнить "правовой вакуум".

"Независимо от этих юридических аспектов, существо ситуации должно оставаться неизменным: оно должно заключаться в том, что Россия не должна применять смертную казнь, являясь просвещенной, цивилизованной европейской державой", - - подчеркнул Косачев.

Читайте также

Выбор читателей