Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Напомним, до вчерашнего дня сделка по продаже Opel считалась практически завершенной. General Motors при посредничестве официального Берлина успел одобрить продажу 55% акций консорциуму Magna – Сбербанк, отказав другому претенденту – бельгийскому фонду RHJ. При этом самому GM должны были остаться 35% немецкой компании, а еще 10% акций – отойти сотрудникам Opel. В рамках сделки немецкие власти предложили российско-канадскому консорциуму пакет гарантий по кредитам для реструктуризации Opel на €4,5 млрд, вызвав тем самым озабоченность антимонопольных органов ЕС.
Поддержка идеи продажи Opel стала хорошим фоном для победы на выборах Ангелы Меркель и ее сподвижников. Теперь предвыборный патриотизм уступает место экономическому расчету и нежеланию плодить проблемы в отношениях внутри ЕС. Если Opel не будет продан, Германии не придется гарантировать 4,5-миллиардный кредит и вступать в конфликт с антимонопольными структурами Евросоюза.
Для самой General Motors принятое решение выглядит вполне ожидаемым. Заинтересованность американского автомобильного гиганта в Opel вполне понятна, так как именно эта марка является для него ключом ко всему европейскому рынку. Несмотря на возникшие финансовые трудности (имеющие, скорее, экономическое, чем инженерно-техническое происхождение), Opel является одним из лидеров мирового автопрома с хорошими перспективами дальнейшего роста. Реструктуризация GM, проводимая в последние месяцы и приведшая к отказу от ряда бесперспективных брендов, упрочила положение американского холдинга, а общее улучшение ситуации в мировой экономике открывает перед ним неплохие перспективы. В этой ситуации продажа столь значимого актива абсолютно неразумна. Отказавшись от сделки с "Magna – Сбербанк", GM не потерял ничего. А в случае возможных дальнейших неудач ничто не помешает американцам снова выставить его на продажу (хотя подобное маловероятно).
Для участников пролетевшего с покупкой консорциума Magna – Сбербанк отмена сделки будет иметь разные последствия. Для канадской компании это обычный, хотя и неприятный, рабочий момент. Исполнительный директор Magna Зигфрид Вульф заявил, что его компания встретила решение GM с пониманием и сотрудничество с Opel продолжится.
А для российской стороны отмена сделки, похоже, оказалась полной неожиданностью. Об этом свидетельствует, в том числе, и довольно странный комментарий вице-премьера правительства РФ Александра Жукова. "Отказ General Motors от продажи завода Opel консорциуму Magna и Сбербанка РФ не помешает развитию отечественного автомобилестроения, – заявил вице-премьер. – У нас достаточно проблем с нашим автопромом, чтобы, в первую очередь, думать о нем. Несмотря ни на что, я уверен, что у российского автопрома есть хорошие перспективы, и он постепенно начнет выходить на новый уровень".
Сложно сказать, что имел в виду Жуков, говоря о хороших перспективах российского автопрома. До последнего момента единственной такой перспективой могла являться именно покупка Opel. При всей неоднозначности сделки в финансово-имущественном плане, вхождение России во владение частью немецкой автомобильной компании теоретически могло способствовать получению автопромом передовых технологий и формированию современной культуры производства. Сегодня развитие отечественной автомобильной промышленности исчерпывается производством (со средним уровнем локализации) машин на старых иностранных платформах и непрекращающимися попытками реанимации АвтоВАЗа. Подобный путь гарантирует постоянное отставание отрасли и ее полную зависимость от ведущих игроков рынка.
Не исключено, что именно последние действия России в отношении собственного автопрома и его иностранных партнеров послужили последней каплей, склонившей General Motors к отказу от сделки. Скандалы вокруг АвтоВАЗа и безрезультатные вливания в него огромных государственных средств не могут не вызывать недоумения у лидеров мирового автомобилестроения. Накануне в Ново-Огареве премьер-министр России Владимир Путин на заседании правительства по экономическим вопросам заявил, что на спасение АвтоВАЗа будет направлено еще 54,8 млрд руб., при этом 38 млрд будут взяты из бюджета, после чего на эту сумму выпустят госбумаги – ОФЗ. Вчера также стало известно, что контроль над АвтоВАЗом может быть передан стратегическому инвестору, которым, по всей видимости, окажется французский автоконцерн Renault.
Перспективы подобного шага вызывают немало вопросов: Renault не первый год является владельцем блокпакета АвтоВАЗа, что не мешало развалу предприятия, накапливанию долгов, нерациональному использованию средств и бесследному исчезновению готовой продукции. Трудно поверить, что в нынешнем положении предполагаемое получение французами контрольного пакета предприятия кардинально изменит ситуацию.
Одним словом, главным пострадавшим от решения GM будет, скорее всего, именно российская сторона. Несмотря на уверения некоторых аналитиков, что это положительно отразится на финансовом положении Сбербанка, российский автопром оказывается в безусловном проигрыше. Помимо прочего, отказ американцев от сделки становится для России большой имиджевой потерей – ее провал выглядит еще более сокрушительным на фоне продажи ведущих западных автомобильных брендов компаниям из Индии и Китая.
Преступления удалось предотвратить