Работодатели активно прессуют сотрудников

Компании стремятся сэкономить везде, где только возможно. Рабочие места в офисах становятся все меньше, а перегородки между ними – все ниже, пока не исчезают вообще




Работодатели все активнее пытаются сблизить своих работников – в прямом смысле этого слова, сокращая площадь персонального рабочего места в офисе. Во время экономического спада эта тенденция только усилилась, по вполне понятным причинам: компании стремятся сэкономить везде, где только возможно.

"Большинство наших клиентов двигаются в направлении сокращения персонального пространства сотрудников", – цитирует The Wall Street Journal Тома Получчи, вице-президента международной архитектурной и дизайнерской фирмы HOK Group. Сегодня новые рабочие места, разрабатываемые его компанией, в среднем составляют 4,8 кв. м, а пять лет назад их площадь была около 6,4 кв. метров. Снижаются также перегородки между отсеками – с пяти до четырех футов или даже меньше (фут равен 30,48 сантиметра).

Коллеги Получи из других компаний отмечают, что в среднем площадь индивидуального рабочего места урезается на 25%, в отдельных отраслях сокращение доходит до 50%. Некоторые вообще отказываются от перегородок, создавая полностью открытое пространство. Другие устраняют рабочие места тех сотрудников, которые большую часть времени проводят вне офиса, например, на встречах. По оценкам компании Gensler, в любой момент времени 60% служащих находятся вдали от своих офисных столов.

Так, например, в сентябре 2008 г. компания MetLife Inc. перевела около 1200 служащих в новый офис, размер которого был на 25% меньше предыдущего. Индивидуальное пространство для каждого сотрудника сократилось с 6,4 до 4 кв. м, общие зоны, такие как залы заседаний и комнаты отдыха, увеличились примерно на 20%, но при этом порядка 300 работников остались без собственных столов.

Разумеется, основная причина сокращения рабочего пространства – стремление сэкономить средства. Но некоторые компании одновременно пытаются за счет этого сделать более продуктивной коммуникацию между сотрудниками. Бретт Виднесс, старший программный менеджер в AOL Real Estate говорит, что его производительность возросла, с тех пор как была уменьшена высота перегородки, отделявшей его от коллег. Теперь он может общаться с ближайшими коллегами, вместо того чтобы писать электронные письма и ждать ответа.

Еще одним положительным следствием внедрения офисной "открытости" может стать повышение ответственности работников, которым под бдительным оком сослуживцев будет труднее отвлекаться на посторонние предметы. Линус Райт, менеджер проектов в небольшой юридической компании, после переезда в такой офис обнаружил, что делать личные звонки по телефону и бродить в Интернете стало опасно: "Надо держать ухо востро, потому что легко попасться".

При этом тесные помещения и открытые пространства могут порождать серьезные проблемы. Дэвид Льюис, президент компании OperationsInc LLC, предоставляющей услуги по работе с персоналом более 300 американским компаниям, считает, что подобная теснота создает почву для возникновения конфликтов и увеличивает текучку кадров. "Теперь каждый знает, чем занимаются другие. Это создает напряженность в офисе, которой раньше не существовало. Кроме того, люди не могут сосредоточиться на работе, поскольку заняты друг другом", – поясняет он.

Так что не удивительно появление встречной тенденции. В мае 2008 г. рекламная компания Fallon Worldwide отказалась от открытой планировки, созданной в 2000 г., и снова установила кабинки, на 2,1 кв. метра сократив персональное пространство каждого сотрудника. Этой парой квадратных метров, по словам директора по делопроизводству Кэрри Донован, пришлось пожертвовать потому, что открытое пространство "подрывало" творчество.

Выбор читателей