Страх и отвращение в Копенгагене

Раскручивая тему глобального потепления, флагманы мировой экономики надеются "закошмарить" мировое сообщество и вынудить его платить за свою безопасность (реальную или мнимую – это большой вопрос)


ФОТО: AP



Сегодня в Копенгагене стартует вторая часть 15-й конференции ООН по проблемам изменения климата. В мероприятии принимают участие делегации из 192 стран мира, причем более половины из них прибыли в датскую столицу во главе с национальными лидерами или руководителями правительств. В 2012 г. истекает срок действия Киотского протокола, регулирующего объемы выбросов углекислого газа в атмосферу, и главная цель, провозглашаемая участниками саммита, заключается в достижении договоренности о допустимых объемах выбросов, помощи бедным странам в создании экологически безопасных производств и новых принципах распределения квот.

По традиции обсуждения этих тем проходят достаточно остро, так как участники конференции давно расколоты на две большие и множество малых групп, придерживающихся различных взглядов на обсуждаемые проблемы. Развитые государства настаивают на необходимости распределения квот в соответствии с уровнем промышленного развития каждой страны, а большинство развивающихся государств настаивает на том, что распределять квоты нужно, исходя из численности населения. При этом наиболее радикально урезать количество выбросов готовы страны Западной Европы. Россия не против последовать этому примеру, но только в случае, если такие же обязательства возьмут на себя и другие влиятельные мировые игроки. Американский президент приехал на саммит со строгим наказом от Конгресса не подписывать новое соглашение, если оно будет подразумевать необходимость сокращения нынешних выбросов, так как это нанесет удар по еще не оправившейся от экономического кризиса промышленности.

Китай, Индия и Бразилия заявляют, что Европа и США были промышленными мировыми центрами на протяжении гораздо большего времени, чем новые азиатские и латиноамериканские гиганты, поэтому накладывать на них одинаковые обязательства несправедливо. Впрочем, Вашингтону и Пекину не привыкать идти против мнения мирового сообщества: США и Китай, на долю которых приходится около половины всех мировых промышленных выбросов, так и не присоединились к Киотскому протоколу. В сложившейся ситуации пессимизм многих наблюдателей, сомневающихся в возможностях достижения серьезного консенсуса в Копенгагене, кажется вполне обоснованным.

Но все же разговоры об опасности, нависшей над планетой, – это лишь формальный повод для встречи. Экологические соображения отходят на второй план по сравнению с финансовыми. Для индустриально развитых стран это вопрос того, сколько денег нужно потратить, чтобы получить возможность произвести продукцию сверх выделенных им лимитов. А для большинства развивающихся стран – возможность получить прибыль от продажи квот на выброс парниковых газов.

Следует сказать, что конфликт между сторонниками теории глобального потепления и теми, кто относится к этой идее скептически, напоминает спор между верующими и атеистами. Одни свято верят (или делают вид, что верят) в то, что говорят; другие их высмеивают; и никто не может привести бесспорные с точки зрения науки доводы в пользу своей точки зрения. Поборники идеи скорого апокалипсиса утверждают, что являющиеся результатом человеческой деятельности так называемые парниковые газы создают вокруг Земли оболочку, препятствующую вертикальному перемещению воздушных масс. Разогретый воздух застаивается, вследствие чего климат становится более жарким. Скептики же утверждают, что кампания, направленная на борьбу с глобальным потеплением, – грандиозная финансовая афера, задуманная и оплаченная крупнейшими мировыми корпорациями. По их мнению, колебания мировой температуры были всегда, в том числе во времена, когда промышленности в нынешнем ее понимании не было вовсе, и то, что происходит сегодня, практически никак не связано с человеческой деятельностью. Раскручивая тему потепления, флагманы мировой экономики надеются "закошмарить" мировое сообщество и вынудить его платить за свою безопасность (реальную или мнимую – это большой вопрос). Так, например, некоторые инженерные компании вложили большие деньги в разработку альтернативных источников энергии. Продажи идут не очень хорошо, так как стоимость этой энергии гораздо выше обычной.

Масла в огонь подлил скандал, разразившийся незадолго до начала саммита. Тогда, напомним, хакеры взломали серверы университета Восточной Англии, опубликовав частную переписку климатологов. Выяснилось, что они обменивались опытом по поводу того, как подкорректировать метеорологические данные таким образом, чтобы их доклады звучали максимально угрожающе.

Ну а пока делегации спорят о квотах и влиянии мировой промышленности на экологию, можно примерно оценить воздействие на мировую экологию самого датского саммита. По подсчетам специалистов, за две недели конференции будут исписаны 8 млн листов бумаги, съедены 15 тонн картофеля, а самолеты и автомобили участников выбросят в воздух 40 тыс. т углекислого газа.

Выбор читателей