Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Сакральные знания ныне доступны лишь строго ограниченному пантеону политических деятелей, в чем не стесняются признаваться даже именитые политологи. Что до логики – опыт, увы, многократно доказывал: в российских политических реалиях она не работает. Российское политическое сознание по природе своей алогично.
Поэтому пытаться предсказать, какие именно события произойдут в наступившем году, как перетасуется колода политического бомонда, кто наберет и кто потеряет рейтинг и с каким результатом мы этот год завершим, в целом, бессмысленно. Можно говорить лишь об общих тенденциях, которые нас ждут в обозримой политической перспективе.
Год пройдет под знаком модернизации – повестка уже заявлена. На том, что модернизация необходима, настаивает глава государства; с ним солидарна и партия власти, и значительная часть оппозиции. Дело за малым: понять, что, как и в какой последовательности будет модернизироваться. Поэтому стоит ожидать бурных дискуссий на эту тему. Выльется ли она во что-то дельное, принесет какие-то плоды, или весь модернизационный пар уйдет в свисток – предсказать сложно. Очень, конечно, хочется надеяться на первое.
Рассчитывать на то, что 2010 г. принесет существенные перемены на партийном фронте, не стоит. Партии, вероятнее всего, еще плотнее окопаются на своих нынешних позициях и займут выжидательную позицию, аккумулируя ресурсы накануне большой федеральной кампании и старательно оберегая себя от возможного фальстарта.
"Единая Россия" и в этом году останется доминантой политического пространства. Пока теснить ее с занимаемых позиций некому и незачем.
Самая любопытная интрига левого фланга состоит в том, как будут развиваться взаимоотношения между КПРФ и "Справедливой Россией". Выльются ли амбиции Сергея Миронова, желающего объединения двух структур под эгидой СР, в реальное действо путем поглощения КПРФ или создания левой коалиции на паритетных началах или же приведут к еще более жесткой конфронтацией среди левых, возможно, станет ясно уже в не самой далекой перспективе.
Для правых 2010 г., вполне возможно, будет связан с рождением еще одного либерального проекта, так как предыдущее объединение под вывеской "Правое дело" оказалось неудачным. Бренд полностью дискредитирован по причине ожесточенного противостоянию внутри триумвирата сопредседателей, что привело к развалу самого триумвирата.
Что возникнет на месте "Правого дела" – большой вопрос. Очевидно, что на думских выборах 2011 г. совсем без правых власть обойтись не может. Правая партия может быть проходной или непроходной, но она должна будет выступить на выборах. То есть почти провластный "экспертный клуб" – формат, за который выступал недавно покинувший "Правое дело" лидер "Деловой России" Борис Титов, вряд ли окажется востребован. Но и общество оппозицонных ораторов власть также не устроит. Следовательно, придется искать некий третий вариант и, скорее всего, возвращаться к изданию СПС от 1999 г. – умеренно-лояльной силе, стоящей "правее самого правого правительства" как в политических, так и в экономических вопросах.
Главная интрига текущего политического цикла – кто станет основным кандидатом от власти на президентских выборах-2012 – в этом году вряд ли разрешится. По логике вещей, точки над i в этом вопросе следовало бы расставить до конца текущего года. Это нужно хотя бы для того, чтобы политический бомонд в год думских выборов не пребывал в состоянии разброда и шатания между Медведем, Путиным и потенциальным третьим кандидатом. В первую очередь, это касается партии власти. Но, как уже говорилось выше, слово "логика" к российским политическим процессам неприменимо. Потому имя потенциального президента мы, скорее всего, узнаем не ранее конца 2011 года.
И напоследок – несколько направлений, предсказать развитие которых практически невозможно, но следить за которыми крайне интересно. Первое – эволюционирование роли Русской православной церкви в общественной и политической жизни. На данный момент РПЦ предпринимает все возможные усилия для того, чтобы набрать максимальный общественный и политический вес. И власть, похоже, проявляет заинтересованность в этом, хотя в какой-то момент интересы сторон могут и разойтись.
Не менее интересно посмотреть, как далеко зайдут власти в своем стремлении приобщить россиян к здоровому образу жизни. Не превратится ли все это в фарс, выстроенный по примеру горбачевского-лигачевской кампании середины 1980-х с показательными безалкогольными свадьбами и параллельным повальным ростом потребления тройного одеколона? Пока предложения отдельных государственных и общественных деятелей звучат удручающе – взять хотя бы предполагаемый запрет на употребление алкоголя и табака положительными киногероями.
Наконец, отдельно – внешняя политика. Это та сфера, в отношении которой прогнозы в последнее время делать особенно сложно. Можно лишь высказывать пожелания и надежды на то, что Россия будет расширять свое влияние на международной арене, но делать это не за счет кузькиной матери, призрак которой то и дело возникает то из газовой трубы, то из-под пера санитарных чиновников, а за счет качественной дипломатии.
С наступившим вас 2010 годом! Каким бы он ни был, он будет интересным.
Брюссель знает, чего хочет