"Газпром" начал сезон скидок

Из-за сокращающегося спроса российская монополия вынуждена менять условия поставок газа в Европу. Снижение цены для западных потребителей обернется небольшими потерями для компании, однако поможет лучше закрепиться на рынке


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Российская газовая монополия вынуждена снизить цену топлива, проставляемого в Европу. Как сообщает "КоммерсантЪ", таким образом "Газпром" реагирует на произошедшее в прошлом году значительное снижение спроса на российское голубое топливо.

В 2009 г. он сократился в Европе на 11,6%. Сильнее всего пострадали поставки в Румынию (снижение на 42,6%), Македонию (37,8%), Сербию (31,1%), Боснию и Герцеговину (30,2%) и Грецию (27,5%). Увеличить экспорт удалось только в Великобританию, Польшу и Хорватию (на 15,9%, 14% и 0,94% соответственно).

Для противодействия уменьшению спроса в "Газпроме" решили удовлетворить просьбы европейских партнеров о снижении минимальных объемов отбора газа (правило take-or-pay, согласно которому компания либо отбирает условленный объем голубого топлива, либо платит неустойку) сроком на три - шесть лет. С каждым из попросивших об этом контрагентов "Газпром" договаривался на индивидуальных условиях. Так, турецкая газовая компания Botas просила до 2012 г. снизить минимальный объем газа на 27%, а итальянская ENI - на 23% до 2014 - 2015 годов.

Кроме того, российский холдинг пошел на изменение так называемого "ценового коктейля" - пропорции, в которой учитываются различные факторы образования цены на голубое топливо. В ответ на предложения европейцев "Газпром" согласился увеличить зависимость цены от краткосрочных спотовых сделок - сейчас газ на спотовом рынке стоит на $100 - $120 дешевле, чем в долгосрочных контрактах.

Как отмечают опрошенные газетой эксперты, на доходах "Газпрома" снижение цен отразится слабо, зато позволит компании укрепить свои позиции на европейском рынке.

Выбор читателей