ЦБ:
USD
55,85
EUR
60,79
Присоединяйтесь
Новости партнеров

Бензин удешевят по хитрой формуле


ФОТО: ИТАР-ТАСС



На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что внесла на рассмотрение правительства формулу расчета справедливой цены на нефтепродукты. Решение о ее введении может быть принято в течение полутора месяцев. Ведомство обещает снижение цен на бензин и дизтопливо на 15%. Однако опыт предыдущих лет показывает, что нефтяники отвечают на регулирование цен дефицитом.

"Постояли цены на полочке – опять выросли на докризисную величину", – так охарактеризовал замлавы ФАС Анатолий Голомолзин поведение цен на нефтепродукты во время кризиса. Понять негодование чиновника можно: "великое стояние" российских цен на бензин, когда мировые схлопнулись вдвое, выглядит просто скандально. При этом антимонопольная борьба с нефтяниками длится уже десять лет, а толку – чуть.

Первый "бензиновый кризис" случился весной 2000 года. Цены на нефть тогда только начинали свой разбег, и неопытные "короли бензоколонок" действовали кто во что горазд: в одних регионах цены стали расти вслед за мировыми, в других топтались на месте – прежде всего, по "настоятельной просьбе" губернаторов. В результате, регионы с дешевым бензином оказались в момент начала сезона посевной и поездок на дачи с пустыми АЗС, а в остальных народ шарахался от небывалого роста цен: они могли и на 10% подскочить за ночь. Антимонопольщикам поручили пресечь безобразие, и ведомство быстро выяснило, что нефтяные компании поделили Россию на вотчины, в которых каждая из них стала практически монополистом. Были оргвыводы и судебные разбирательства, поправки в законы и штрафы – но цены, несмотря на все эти меры, понеслись галопом.

Потом был и второй "бензиновый кризис", и третий... Наконец, правительство заключило с нефтяниками соглашение о заморозке цен. Правда, злые языки говорили, что заморозили цены аккурат на их пике, но инициатива понравилась – и такие соглашения стали заключаться ежегодно. Результат долгой истории бескомпромиссной борьбы и гибкой политики кнута и пряника: Россия чуть ли не единственный в мире экспортер нефти, где внутренние цены на бензин выше, чем в иных странах-импортерах.

Однако чаша терпения, похоже, переполнилась: как подсчитало Минэкономразвития, цены на топливо внутри страны во время кризиса были выше, чем при экспорте, причем разрыв доходил до 100%. Так, по данным международного агентства Argus, отслеживающего котировки на рынке нефти, 27 октября 2008 г. Aи-92 в Москве стоил 22,4 руб., а чистая экспортная цена его составляла 10,901 рубля. В результате, ФАС разработала формулу справедливой цены нефтепродуктов – "стоимость нефтепродуктов на мировом рынке минус экспортная пошлина и транспортные расходы плюс налоги". Если отпускная цена НПЗ окажется выше, будут штрафовать.

По мнению ФАС, в результате розничные цены должны упасть примерно на 15%. Однако стоит вспомнить опыт "бензиновых кризисов": сдерживание цен на бензин приводило к его дефициту. Учитывая практически открытые границы с соседними странами, не трудно понять, что подобный сценарий может повториться. Подобное регулирование может быть лишь временной заменой нормального рынка. А до его установления по-прежнему далеко: о необходимости развивать биржевую торговлю нефтепродуктами, стимулировать строительство независимых НПЗ и развивать конкуренцию говорят все последнее десятилетие, но воз и ныне там. Биржа создана, но торгуется на ней лишь 2% от общего объема нефтепродуктов на рынке – как раз столько, чтобы можно было сослаться на "рыночную цену". С НПЗ ситуация еще хуже: не только независимых не появилось, но и имеющиеся так и не дождались модернизации в тучные годы. В результате, под угрозой введение более высоких стандартов топлива: большинство российских НПЗ не сможет их выдержать.

Да и формула ФАС может еще преобразиться: нефтяники при поддержке Минэнерго добиваются разрешения на колебание цен в пределах 20%. Что фактически сводит идею сдерживания роста цен на нет. Чья формула покажется правительству справедливее, станет ясно уже весной, к началу автомобильного сезона. Будет ли что залить в бензобак?

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2010/03/01/877095.shtml
Смотрите также: Государство бьется за дешевый бензин | Вся правда о российском бензине | Бензину установили потолок | Бензин отравит россиянам жизнь | Автовладельцев вынудят ходить пешком
X

Благодарим Вас за подписку!

Пожалуйста, проверьте свой электронный почтовый ящик для подтверждения подписки.

Не пришло письмо?

Выполните следующие действия для решения проблемы:

1. Убедитесь в правильности введённого адреса электронной почты.

2. Проверьте папку "Спам".

3. Подождите несколько минут и снова проверьте почту.

Выбор редакции

В Петербурге наметился мусорный кризис

В 2017 году Санкт-Петербургу и Ленобласти предстоит выбрать регионального оператора по утилизации отходов

Анджелина Джоли станет матерью седьмого ребенка

Звезда Голливуда хочет ускорить процесс развода с Питтом, чтобы начать процедуру очередного усыновления

Киркоров хочет больше детей и внуков

Профессиональная самовлюбленность долгое время мешала королю российской поп-сцены завести большую семью

У всех собак есть один общий предок

Основное количество пород возникло в 19 веке в Англии, когда у людей появилось больше времени на развлечения и хобби

США грозят ядерным оружием из Европы

В учениях НАТО в Прибалтике участвуют самолеты, способные нести тактическое ядерное оружие

Заказчик теракта в питерском метро связан в "Аль-Каидой"

Спецслужбы подозревают в причастности к теракту сирийского полевого командира Абу Салаха аль-Узбеки
СМИ 2
Также в разделе

В Петербурге наметился мусорный кризис

В 2017 году Санкт-Петербургу и Ленобласти предстоит выбрать регионального оператора по утилизации отходов

Евро дали надежду на спасение

После первого тура выборов во Франции аналитики поспешили заявить, что единая валюта ЕС не исчезнет как класс

Чернобыльский бизнес отравляет Украину

Украинские власти неспособны остановить подпольный бизнес в чернобыльской зоне

"Газпром" готов помиловать Украину

Транзит газа через Незалежную может сохраниться и после запуска "Северного потока - 2", дал понять Миллер
В других разделах