Исландский вулкан сделает небо единым

Проделки Эйяфьятлайокудля обошлись европейским авиакомпаниям в 2,5 миллиарда евро. Еврокомиссия призывает выработать единые механизмы реагирования на кризисные ситуации в транспортной сфере и ускорить создание "единого неба" над Европой


ФОТО: AP



Мировые авиаперевозчики продолжают подсчитывать потери, понесенные в результате пробуждения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль. Во вторник еврокомиссар по транспорту Сийм Каллас озвучил величину убытков европейской авиаиндустрии – €2,5 миллиарда. "В результате извержения вулкана были отменены более ста тысяч рейсов, более десяти миллионов пассажиров по всему миру не могли путешествовать", – отметил Каласс. Ранее генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни сообщал, что извержение обошлось авиакомпаниям в $1,7 миллиарда. По данным Бизиньяни, кризис охватил 29% мировой авиации, ежедневно его заложниками становились 1,2 миллиона пассажиров.

Еврокомиссия готова разрешить европейским государствам оказать пострадавшим перевозчикам определенную помощь, "преимущественно в виде кредитов и гарантий на рыночных условиях". А вот меры, подпадающие под европейское определение государственной помощи, рекомендуется принимать на равных для всех условиях и на общеевропейском уровне. Впрочем, не исключено, что они все-таки будут приняты. Ведь европейские перевозчики уже грозились судиться с еврочиновниками, которые, по их мнению, неоправданно перестраховались, запрещая полеты.

Примечательно, что российские власти в этом вопросе оказались более щедрыми, хотя сами они небо не закрывали. Общая сумма ущерба российских авиаперевозчиков пока не известна, однако, по данным Росавиации, с 17 по 23 апреля было отменено около 2 тыс. рейсов. О возможности предоставления компенсаций перевозчикам на прошлой неделе говорил глава ведомства Александр Нерадько. Вчера это намерение подтвердил вице-премьер Сергей Иванов: "Мы договорились с министром транспорта России Игорем Левитиным, что сначала авиакомпании посчитают ущерб и озвучат его, а затем мы соберемся с руководителями авиакомпаний, чтобы подумать о возможной компенсации этого ущерба". По словам вице-премьера, на расчеты потребуется около 10 – 14 дней. Росавиация, между тем, уже разрабатывает механизмы компенсации убытков в случае форс-мажоров.

"Вулканическая история" оказалась хорошим поводом для напоминания о программе "Единое небо". По словам господина Калласа, Евросоюз должен ускорить реализацию европейского соглашения о едином авиационном пространстве (Single European Sky, SES). Эта идея появилась еще в конце 1990-х годов. Она предполагает создание общей системы контроля и единых правил движения в небе над Европой. Пока каждая страна действует по собственным нормам: различаются минимальные высоты, отведенные гражданским лайнерам, зоны, выделенные для полетов военной авиации, и т.д. В результате маршруты самолетов пересекаются, возникают "пробки", сложности во взаимодействии наземных служб. Считается, что унификация воздушного движения над Европой позволит сократить продолжительность маршрутов, время ожидания самолетов в воздухе и, благодаря этим мерам, уменьшит выбросы двуокиси углерода в атмосферу и накладные расходы авиакомпаний.

О решении форсировать выполнение программы SES европейские власти однажды уже заявляли – после катастрофы над Боденским озером в июле 2002 г., когда по вине диспетчера столкнулись российский Ту-154, выполнявший рейс "Башкирских авиалиний", и "Боинг 757" компании DHL. В 2008 г. к процессу внедрения SES подключилась IATA, потребовав обеспечить реализацию проекта к 2012 году.

Еврокомиссия предлагает заодно выработать единые механизмы реагирования на кризисные ситуации в транспортной сфере. Все эти вопросы будут рассмотрены в ходе запланированного на 4 мая экстренного совещания министров транспорта ЕС, в котором также примут участие представители европейской Организации по контролю за безопасностью воздушного движения.

Выбор читателей