Спасатель рассказал о жуткой "Распадской"

Дмитрий Михайлин, 17 лет участвующий в ликвидации аварий на шахтах, признался, что на этот раз работал в крайне сложных условиях - в темноте и жаре до тех пор, пока хватало кислорода, - а выбирался наверх вслепую, по нити связи


ФОТО: АР



Горноспасатель Дмитрий Михайлин, не один год участвующий в ликвидации аварий на шахтах, признался, что на "Распадской" ему было очень жутко. По его словам, спасатели работали в темноте и жаре до тех пор, пока хватало кислорода.

Отделение военизированного горноспасательного отряда (ВГСО) четвертого взвода из Новокузнецка прибыло на кузбасскую шахту через несколько часов после взрывов. Перед спасателями была поставлена задача обнаружить 19 своих коллег, которые отправились в шахту, чтобы обследовать горные выработки, и погибли при втором взрыве. Вместе с Михайлиным под землю спустился коллега, родной брат которого находился под завалами.

По словам Михайлина, его отделение справилось с задачей. "Состав отделения двигается согласно порядковым номерам. Находишь одного, а оказывается под ним еще человек. Картина очень жуткая", - рассказал он.

Вести спасательные работы из-за сильных разрушений было крайне сложно. "Вы понимаете какой силы был взрыв, что могло сделать с бетонными сооружениями, которые находились на поверхности. Такое большое расстояние, - вспоминал Михайлин. - Мы двигались по конвейерным штрекам. Весь этот контейнер - вы наверное прекрасно понимаете, что это такое - его практически не было, все было свернуто. Были большие обрушения... Выброшены горные массы породы, угля, проволока, металл. Все это скрючено в комок. По таким горным выработкам двигалось наше отделение... Темно, ничего не видно, все везде висит, ничего не видишь. Кроме того, в шахте была превышена концентрация метана.

По его словам, горноспасатели очень долго выбирались наверх. Выходили по расчетному количеству кислорода, двигались вслепую по нити связи, и если бы не она, то можно было бы потеряться. "Когда ты идешь, коробка респиратора раскалена... Просто идешь и думаешь: когда же, когда же. И когда мы увидели свет, вы знаете, такое очень большое облегчение", - рассказал Михайлин.

Все дни после аварии спасатель находился на шахте, и только сегодня руководство отпустило его ненадолго к семье. "Командный пункт отпустил домой, до утра. И снова в шахту. В 05:00 я должен быть на командном пункте", - сказал он. Михайлин признался, что тяжело переживает подобные спасательные работы, несмотря на то что этим делом он занимается уже 17 лет.

Между тем поступила информация, что к руководсту кузбасской шахты прибыли следователи для изъятия документов, регламентирующих его деятельность. Об этом РБК сообщили в управлении взаимодействия со СМИ Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Документы планируется перевести в Москву, где будет проведена независимая горно-техническая экспертиза.

В СКП отметили, что сегодня глава ведомства Александр Бастрыкин встретился со вдовами и родственниками шахтеров и горноспасателей, погибших при взрывах. Он пообещал детально разобраться в причинах этой серьезной аварии и установить виновных.

Взрывы метана прогремели на шахте в 20:55 мск 8 мая и в 01:25 9 мая. Во время первого под землей находились 359 рабочих. Большинству из них удалось выйти наружу. Чтобы оказать помощь оставшимся, в забои спустились 19 спасателей. Все они погибли в результате второго взрыва, оказавшегося мощнее первого и разрушившего не только вентиляционный ствол шахты, но и наземные постройки. После второго воспламенения в тоннелях, общая протяженность которых составляет 311 км, остались 83 человека.

По последним данным, число погибших на "Распадской" составляет 66 человек, их тела извлечены на поверхность и опознаны. Судьба еще 24 горняков остается неизвестной. Из-за угрозы нового взрыва на "Распадской" приостановлены поисково-спасательные работы. Предполагается, что они будут возобновлены не ранее чем через неделю.

Согласно предварительным версиям, причинами взрывов могли стать неисправность оборудования и нарушение технологии угледобычи. Власти Кемеровской области уже пообещали восстановить шахту. Как заявил Аман Тулеев, на ремонтные работы уйдет не менее года, а ущерб от взрывов был оценен в 5,7 млрд рублей.

Выбор читателей