К металлургам снова отправили "доктора"

Путин опять прибег к "ручному управлению" экономикой. Акции металлургических компаний пошли вниз. По мнению экспертов, давление на металлургов объясняется жалобами железнодорожников и автопроизводителей


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Премьер-министр России Владимир Путин снова прибег к "ручному управлению" экономикой. Во время вчерашней встречи с главой ФАС Игорем Артемьевым глава правительства подчеркнул, что его беспокоит ситуация с ростом цен на металлургическую продукцию, попросив выяснить причины роста и принять меры.

"Была анонсирована возможность роста цен на металлургическую продукцию, надо будет к этому вопросу отнестись самым серьезным образом, обсудить, посмотреть на реалии, на структуру ценообразования, на другие компоненты", – обратился премьер к главе ФАС. И добавил: "В последнее время в связи с выходом из кризиса наблюдаются параллельные тенденции, связанные с непонятными, на мой взгляд, желанием в некоторых отраслях повысить стоимость продукции. Понятно, что могут расти издержки, что ситуация в экономике складывается иначе, но это совсем не повод для того, чтобы совершать резкие скачки по ценообразованию".

Перед этим глава ФАС доложил председателю правительства о расследованиях, проводимых его ведомством в отношении российских металлургов, подозреваемых в завышении цен. "В ряде отраслей – вы обратили внимание на металлургический комплекс – происходит стремительный рост цен, – заявил Артемьев, обращаясь к премьеру. – В обоснование роста цен берется неадекватная оценка мирового рынка, раздуваются издержки и входные затраты". Другим аспектом, вызывающим беспокойство ФАС, является то, что торговля металлургической продукцией ведется через сеть посредников, в результате чего товар продается с наценкой в 20% – 30%.

Но главной информационной бомбой вчерашней встречи стало заявление Артемьева в отношении металлургической компании "Евраз", одним из основных акционеров которой является Роман Абрамович. "На прошлой неделе возбудили антимонопольное расследование, дело по монопольно-высокой цене против "ЕвразХолдинга". И мы сейчас всю цепочку исследуем, начиная от рудного сырья, окатышей, коксующего угля, металлопроката", – сообщил главный антимонопольщик премьер-министру.

Это заявление привело к падению акций российских металлургических компаний. GDR "Евраза" на торгах в Лондоне рухнули на 5,5%. В возникшей на рынках панике нет ничего удивительного. Чуть менее двух лет назад Владимир Путин уже устраивал судный день российским металлургам. После отправки "доктора" к руководителю ОАО "Мечел" акции металлургического гиганта рухнули почти на треть. Это падение стало отправной точкой обвала на российском фондовом рынке, до того отчаянно сопротивлявшегося расползающемуся по миру кризису.

Искать причины очередной "посылки доктора" металлургам, скорее всего, стоит в конфликте интересов поставщиков и основных потребителей металопродукции. Первым делом подозрение падает на монопольного потребителя продукции "Евраза", одну из крупнейших естественных монополий страны – РЖД. В середине апреля ФАС уже рассматривала жалобы РЖД и "Уралвагонозавода" на рост цен на металл, однако особых злоупотреблений выявлено не было.

Действительно, железнодорожники активно закупают у металлургов рельсовый прокат, колеса для вагонов и прочее, что делает их отрасль довольно чувствительной к ценам на металл. Более того, на сей раз рост стоимости металлопродукци оказался выше роста тарифов РЖД, что поставило железнодорожников в достаточно сложные условия. Не стоит забывать и о том, что по многим товарным позициям "Евраз" практически не имеет конкурентов, что также не может не сказываться на выставляемых им ценах.

Другой возможной причиной нападок на металлургов может являться желание правительства и премьера поддержать любимое непутевое детище – автопром. По мнению некоторых аналитиков, нынешнее расследование ФАС может являться попыткой урезонить металлургов в угоду автопроизводителям. Известно, что спасение АвтоВАЗа дорого обошлось российскому правительству, и вряд ли оно допустит, чтобы все затраченные средства и усилия пошли прахом из-за удорожания металла. "Государство потратило многомиллиардные средства на автопром, в частности, на АвтоВАЗ, поэтому теперь старается минимизировать его расходы", – цитирует РБК аналитика ИФД "Капитал" Ольги Митрофановой. По словам эксперта, другие производители металла, такие как "Северсталь", Новолипецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, недавно заявили о повышении цен на металл для автопрома с третьего квартала 2010 года.

Главной причиной, толкающей металлургов на повышение цен, остается резкий рост мировых цен на изделия из металла, связанный с выходом мировой экономики из кризиса и удорожанием железной руды. При этом темпы роста цен на внешнем рынке значительно опережают темпы роста на внутреннем. Существование такой вилки в рыночной экономике ведет либо к появлению дефицита, либо к росту цен на внутреннем рынке.

Еще одной причиной удорожания продукции "Евраза" может стать авария на "Распадской", приведшая к дефициту коксующегося угля, необходимого для производства металла.

Учитывая опыт событий двухлетней давности вокруг "Мечела", "ручное управление" делами в металлургической отрасли с активным использованием антимонопольщиков вряд ли будет иметь благоприятные последствия. В крайне шаткой экономической ситуации подобные действия способны привести к оттоку инвестиций и сдерживанию развития производства. Причем пострадать от этого, в конечном счете, могут именно те, о ком сегодня пытается заботиться правительство, то есть потребители металла.

Выбор читателей