Звезды-близнецы стирают планеты в порошок

Астрономы обнаружили звездную систему, в которой небесные тела разбиваются в пыль гравитацией. Теоретически там может даже существовать жизнь, но ее перспективы в таком научно-фантастическом мире весьма мрачны

У редких двойных звезд есть планеты, но на них вряд ли может существовать жизнь. По крайней мере, ее перспективы там весьма незавидны. Как выяснили ученые, звезды разбивают в порошок окружающие их небесные тела своими мощными гравитационными полями.

Инфракрасный телескоп NASA "Спитцер" обнаружил одну такую звездную систему. В ней две звезды обращаются друг напротив друга на расстоянии в 3,2 млн км - для сравнения, это составляет только 2% дистанции между Землей и нашим Солнцем. Звезды-близнецы раз в несколько дней сближаются, что порождает мощные гравитационные возмущения.

В результате существующие у этих звезд планеты сбиваются со своих траекторий и начинают врезаться друг в друга. За несколько миллиардов лет от большей части небесных тел осталась только пыль. По этой пыли ученые и построили свою гипотезу. В обычных условиях звезды развеяли бы окружающие их пылевые облака, и она может сохраняться, только если ее пополняют разбившиеся планеты.

"Это настоящая научная фантастика. Наши данные показывают, что планеты в таких системах могут быть не особенно "везучими" - столкновения могут оказаться обычным делом. Существование планет, пригодных для жизни, у звезд такого типа теоретически возможно, так что если бы там зародилась жизнь, она была бы обречена", - рассказал руководитель исследования Джереми Дрейк из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в США.

Телескоп "Спитцер" является одной из главных обсерваторий NASA вместе со знаменитым "Хабблом". Он был запущен в мае 2003 г. и за это время сделал ряд удивительных открытий. Так, во Вселенной были найдены базовые компоненты жизни, в том числе вода.