Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Камень преткновения известен сейчас, пожалуй, каждому - утвержденный маршрут прокладки трассы через Химкинский лес. В ходе предварительных слушаний выяснилось несколько любопытных моментов. Во-первых, у группы общественных активистов не оказалось достаточных аргументов в пользу альтернативных маршрутов: вариантов строительства трассы у них много, но всякий раз разные, а экологические претензии сводятся в основном к общей риторике: дорога "уничтожит" биоценоз зеленых насаждений и повредит "легким Москвы".
Во-вторых, Химкинского леса как самостоятельного объекта не существует, пригородная - Химкинская - зона является частью Старбеевского леса, высаженного после 1945 г., а вырубка коснется только 98 га, что составит менее 0,01% подмосковных лесов. Не менее интересным стало и то, что, оказывается, в ходе проектирования рассматривалось множество вариантов, но только этот - через Химкинский лес - стал результатом компромисса между интересами жителей региона, экологией и развитием дорожной инфраструктуры.
Есть дорога - нет дороги
Прохождение трассы через Химкинский лес предусматривалось в Генплане Москвы еще в 1971 году. К вопросу строительства дублера М10 вернулись в конце 1990-х. Предварительно было проанализировано девять (!) вариантов прохождения трассы. В 2004 - 2005 гг. на основании детального анализа существующих маршрутов и сопоставления социальных, экономических, экологических последствий был выбран вариант прохождения трассы через Химкинский лес. С учетом выхода на головной участок магистрали была запроектирована и Бусиновская развязка.
Строительство дороги от Бусиновской развязки на МКАД в обход Химок через Химкинский лес позволит избежать сноса десятков жилых домов и прокладки дороги через особо охраняемые природные территории. Кроме того, маршрут позволяет максимально отдалить трассу от жилых районов подмосковного города. Проект строительства реализовывался в рамках международного конкурса, что стало гарантией привлечения к проекту компаний, имеющих весомый международный опыт и репутацию в области строительства объектов автодорожной инфраструктуры. В рамках оптимизации, проведенной строителями, в 2009 - 2010 гг. в проект автобана были внесены существенные изменения, в соответствии с требованиями европейских технических и экологических стандартов.
С точки зрения технологий дорога обещала стать уникальной для России. Восьми - десятиполосная трасса (если считать переходно-скоростные полосы, то местами 12-полосная) со скоростным лимитом до 150 км/ч и с мощностью до 100 тыс. автомобилей в сутки. По своим характеристикам дорога как минимум не уступает знаменитым германским автобанам.
В соответствии с европейскими стандартами, при строительстве дороги планировалась реализация целого комплекса мероприятий по устранению и минимизации негативного влияния на окружающую среду. Предварительная стоимость природозащитных мероприятий в рамках проекта - свыше $100 миллионов. В том числе планируется внедрение систем защиты от шумового и светового воздействий, вызванных строительством и эксплуатацией новой трассы. Будет осуществляться сбор и очистка ливневых и талых вод со всей площади дорожного полотна. В рамках строительства автомобильной дороги запланированы высадки зеленых насаждений на площади, сопоставимой с площадью вырубки в Химкинском лесу.
Изменение маршрута неизбежно приведет к переносу сроков строительства и потребует выплаты штрафов за расторжение госконтракта. По разным данным, в этом случае из бюджета придется выплатить от 3 до 6 млрд руб. (не считая 5 - 6 млрд руб., уже затраченных государством на реализацию проекта).
Заколдованный лес
Химкинский лес, "легкие столицы", - часть Старбеевского леса, высаженного после Великой Отечественной войны, - занимает площадь около 2 тыс. га и является крупным лесопарком наряду с Измайловским (1534 га), Битцевским (2208 га) и другими.
Проект строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург через участок Химкинского леса в соответствии с российским законодательством получил все необходимые разрешения и согласования, в том числе прошел экологические экспертизы.
В рамках реализации инвестиционного проекта их было проведено целых три. На стадии технико-экономического обоснования инвестиций (ТЭОИ) 6 сентября 2006 г. получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Кроме того, на разных стадиях разработки проект пять раз проходил госэкспертизу, и было получено пять положительных заключений Главгосэкспертизы, которые включают разделы по охране окружающей среды.
По выбранному варианту вырубке подлежит менее 5% территории леса - при оптимизации проекта площадь вырубки леса для прохождения трассы была уменьшена со 144 до 98 гектаров. Ширина просеки уменьшена до строгого минимума, позволительного для автодороги с восемью - десятью полосами, до 100 метров. Вырубка будет полностью компенсирована новыми посадками на прилегающих территориях. Помимо этого, проект строительства скоростной трассы предусматривает рекультивацию прилегающих земель леса и "лечение" его подлеска. Кстати, именно в этом, по мнению специалистов Росприроднадзора, больше всего нуждается "спасаемый" лес. В районе Химок лесная территория сильно замусорена, здесь открыто располагаются крупные свалки.
Может ли вырубка 98 га леса стать неотвратимой экологической катастрофой? Вряд ли. И биоценоз крупнейшего в Москве и области национального парка "Лосиный остров" чувствует себя прекрасно, несмотря на то что уже давно разделен МКАД на две части.
Москва в дорожной петле
Сейчас Ленинградское шоссе, которое соединяет две столицы с совокупным населением до 30 млн человек, не справляется с резко выросшим трафиком. Для жителей Химок, Зеленограда, Клина, Солнечногорска и всех северо-западных районов Москвы это основной путь на работу. До 150 тыс. машин в день стоят в пробке на М10.
Магистраль М10 - это участок международного транспортного коридора, по которому Москва и центральные регионы страны получают грузы из портов Финляндии и с северо-запада России. С точки зрения экономики, пробки и низкая скорость движения напрямую влияют на конечную стоимость продукции. Строительство новой магистрали Москва - Санкт-Петербург имеет важнейшее значение не только для пользователей личного транспорта, но и для внутрироссийских межрегиональных грузопотоков. Ежедневно в обоих направлениях по дороге Москва - Санкт-Петербург движется до 3 тыс. большегрузных автопоездов с внешнеторговыми грузами.
Параметры большинства участков действующей дороги М10 не соответствуют масштабам грузо- и пассажиропотока. Но самым узким местом данной трассы, создающим многокилометровые пробки, является "химкинский" участок, где машины порой застревают на три - четыре часа.
Проблема развития транспортной инфраструктуры в России уже давно переросла уровень отдельных недостатков. Мы отстали от развитых государств на десятилетия. В 2000 - 2010 гг. общие темпы ввода в строй новых дорог с твердым покрытием в России снизились в более чем два раза. Если в 2000 г. было проложено 6,6 тыс. км новых дорог, то в 2003 - 2008 гг. ежегодно строилось лишь 2,2 - 2,5 тыс. километров. В 2009 г. было проложено около 3 тыс. километров. Общая протяженность федеральных дорог за последние десять лет выросла всего на 3,5 тыс. километров. Из 49 тыс. км российских дорог, по данным Росстата, только 23 тыс. соответствуют I - II категориям с двухполосным движением и скоростью до 100 км/час. На дороги с двумя полосами движения в одном направлении приходится 92% федеральных трасс.
Из-за несовершенства транспортной системы России срок доставки грузов удлиняется на несколько дней только в пределах европейской части страны, а продукция становится дороже на 10% - 20%. Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети, оценивается в 550 - 600 млрд руб., или около 1,5% ВВП страны.
Ленинградское шоссе - одно из самых старых и изношенных в стране. Уровень его загрузки сейчас в полтора - два раза превысил нормативные значения, достигнув 150 тыс. автомобилей в сутки. Уровень аварийности на этой дороге в три раза превышает средние показатели по федеральным дорогам. В 2009 г. из-за аварий на этой трассе погибли 270 человек и 1262 - пострадали. Уровень загрязнения на территориях, примыкающих к ней, в три - пять раз превышает санитарные нормы, при этом автомобили выбрасывают на 1 км шоссе до 250 кг вредных веществ в час.
О плюсах и минусах
Существующий вариант строительства трассы стал итогом многолетнего обсуждения и анализа, компромиссом между интересами граждан, экологией и развитием инфраструктуры. Пересмотр маршрута неизбежно отодвинет стройку на несколько лет, которые понадобятся для обоснования маршрута, разработки проекта, проведения концессионного конкурса и поисков источников финансирования.
Но любой из обсуждаемых вариантов прохождения трассы неизбежно столкнется с необходимостью проделать просеки на лесной территории или в особо охраняемой природной зоне. И, к сожалению, поиски здорового разумного компромисса между потребностями человека и защитой природы имеют порой весьма условное отношение к риторике защитников леса. Экологические последствия от эксплуатации устаревшей дорожной инфраструктуры, чадящих в пробках автомобилей и заторов на главных трассах страны несопоставимо серьезнее.
Преступления удалось предотвратить