Лукашенко победил на выборах досрочно

Батька не сомневается в своей победе и строит планы на следующую пятилетку. По всему видно, что не зря: с Россией он фактически помирился, Запад намекал, что готов его признать, а местная оппозиция уже пыталась договориться о капитуляции


ФОТО: AP



До недавнего времени главной интригой запланированных на 19 декабря в Белоруссии президентских выборов было то, признает ли их результат, который, в общем-то, известен заранее, российское руководство. Официальный Минск и Кремль пару месяцев подряд сыпали друг в друга оскорблениями, а ведущие телеканалы двух стран снимали разоблачающие сюжеты. За пару недель до выборов белорусский лидер резко сменил риторику и стал призывать Кремль к благоразумию.

Неделю назад на Всебелорусском народном собрании Лукашенко заявил следующее: "Мне стыдно говорить сегодня о белорусско-российских отношениях... Не надо кивать только на Москву. Мы тоже хороши. Но уже некоторые головы остыли, начали думать, что дальше. Начали, наверное, понимать, что бесхозной, грубо говоря, Белоруссия же не останется". Во время своего выступления Батька четко дал понять: он хочет мира с Кремлем. По крайней мере, накануне выборов.

Пошла на перемирие и Москва. Девятого декабря Лукашенко приехал в российскую столицу и полтора часа вел личную беседу с Дмитрием Медведевым. За день до этого "на разведку" выехал белорусский премьер-министр Сергей Сидорский. О чем он говорил с Путиным, не известно. Никаких итогов переговоров обнародовано не было. Главы правительств даже не вышли к журналистам.

Но Батька, как водится, обо всем договорился. Ради дружбы с Москвой он пошел на то, на что, казалось, не пойдет никогда. Стороны достигли соглашения о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках Таможенного союза. Лукашенко согласился платить 100%-ю пошлину на экспортируемые его страной нефтепродукты и не стал возражать против планового повышения цен на газ с 2011 года. Россия, со своей стороны, выразила готовность с 1 января 2011 г. отменить экспортные пошлины на сырую нефть для Белоруссии.

Единое экономическое пространство, если Батька вдруг не передумает, должно заработать 1 января 2012 года. Белоруссия, как это ни удивительно, ратифицировала все 17 документов, составляющих нормативную базу Таможенного союза. "Заверяю, что мы ратифицируем все документы по формированию ЕЭП до 1 января. И сделаем мы это раньше, чем наши партнеры", - заявил, сияя, Лукашенко. Чему так радовался белорусский президент, если на пресс-конференции в Москве Медведев не обозначил ни одного пункта, по которому Белоруссия получала бы от Москвы какие-то особые экономические выгоды? Очевидно, Кремль пообещал Лукашенко признание выборов, на что до недавних пор Батька рассчитывать не мог.

Запад результаты президентских выборов в Белоруссии никогда не признавал. Но, похоже, готов признать впервые. Седьмого декабря президенты США и Польши Барак Обама и Бронислав Коморовский выступили с совместным заявлением по "белорусскому вопросу". Основной тезис один: Белоруссию примут в программу "Восточное партнерство", которая подразумевает получение ею гранта в €3 млрд при условии проведения честных демократических выборов. Формулировка довольно пространная. Фактически, от Лукашенко сейчас требуется только одно - соблюдать нормы приличия и не позволять ОМОНу массово избивать оппозиционных активистов, как это было прежде. Таким образом, Запад выборы уже признал, уверены белорусские политологи.

Справедливости ради стоит отметить, что президентская кампания в Белоруссии проходит действительно необычайно либерально: оппозиционеры провели уже три митинга (причем, один из них - у стен президентской администрации) и с десяток пикетов. Никто из оппонентов Лукашенко не был побит и не убегал в панике с площади под топот догоняющих омоновцев. Миссия ОБСЕ на данный момент не имеет к режиму никаких претензий.

Поскольку и на Западе, и на Востоке легитимность Лукашенко фактически готовы признать, шансы оппозиции на успех ничтожны. Понимая всю серьезность ситуации, наиболее сильный оппонент Батьки Владимир Некляев предложил всем своим "коллегам" по президентской гонке сняться с выборов. Замысел прост: если 19 декабря в бюллетенях окажется имя только одного кандидата, выборы можно будет признать несостоявшимися. Как в таком случае поведет себя Лукашенко, даже не важно: он все равно будет посрамлен.

"Если мы все вместе снимем свои кандидатуры - это будет сильный шаг, - заявил известный в стране литератор-политик. - Одновременное снятие своих кандидатур усилит оппозицию и Площадь. Нам нельзя допустить, чтобы выборы были признаны международными структурами". И добавил: "Признание выборов будет нашим поражением". Коллеги его, однако, не поддержали. Белорусская оппозиция не проявила сплоченности и на этот раз...

Аналитический центр администрации президента Белоруссии утверждает, что за Лукашенко готовы отдать свои голоса свыше 70% избирателей. Каждый из оппозиционных кандидатов, как говорят провластные эксперты, имеет рейтинг ниже 1%. У оппозиционеров другие данные: каждый из них имеет меньший рейтинг, чем Батька, но в сумме их поддерживает больше половины населения. Оппозиция надеется на второй тур. Или делает вид, что надеется.

До 19 декабря осталось немного. Но сегодня в Белоруссии действительно сложно найти человека, который искренне верит в возможность перемен.

Выбор читателей