Батька снова на коне

Оппозиция Белоруссии разгромлена и посрамлена. Для Лукашенко все сложилось почти идеально – радость подпортил только Госдепартамент, заявивший, что США не могут принять результаты выборов


ФОТО: ИТАР-ТАСС



На пресс-конференции по случаю "элегантной победы" на выборах в четвертый раз ставший президентом Александр Лукашенко вел себя очень уверенно. Оно и понятно: митингов в Минске больше не будет, а оппозиция потерпела не только физическое, но и моральное поражение. Пока разбросанные по изоляторам оппоненты давали интервью следователям, президент общался с журналистами. "Все будут сидеть в тюрьме", – заявил глава государства, отвечая на вопрос, что будет с организаторами и участниками беспорядков в Минске. И заодно пообещал "демократию" независимой прессе: "Мы очень принципиально с завтрашнего дня и очень демократично будем подходить ко всем вашим заявлениям и публикациям. Хватит издеваться над властью".

Лукашенко действительно может радостно потирать руки: ему удалось полностью сокрушить оппозицию. От такого удара она, возможно, не оправится никогда. У собравшейся в день выборов в Минске толпы не было плана действий, и оппозиционеры решили действовать стихийно: двинулись к площади Независимости и принялись за штурм Дома правительства. Милиция сначала просто наблюдала и ждала подкрепления, а когда подоспели внутренние войска Министерства обороны, начала избивать и грузить протестующих в автозаки. По официальным данным, в Минске были задержаны 639 участников демонстраций.

Возможно, дойди до площади кандидат в президенты Владимир Некляев, которого, вопреки мнению ЦИК, считали наиболее серьезным оппонентом Лукашенко, все было бы по-другому. Но его избили еще в тот момент, когда оппозиция только собиралась на шествие. Политика доставили в больницу и не трогали до тех пор, пока у его кровати дежурили журналисты. Как только они разошлись, люди в штатском выкрали его из палаты и увезли в неизвестном направлении. Где Некляев сейчас, не известно. По слухам, власть не собирается выдавать его как минимум до среды.

В понедельник оставшиеся на свободе кандидаты в президенты, опасаясь репрессий, принялись осуждать своих соратников. Дескать, виноваты во всем Санников, Статкевич и Рымашевский, а они призывали к мирным демонстрациям. Такая слабость и откровенная трусость отдельных членов оппозиции полностью уничтожила все ее рейтинги в целом: речи посрамленных кандидатов транслировались по белорусскому ТВ примерно раз в час. В воскресенье ночью еще казалось, что акции протеста могут продолжиться в понедельник вечером, но все, что смогла выдавить из себя оппозиционно настроенная молодежь, – провести пикет силами 20 человек.

Не получилось и интриги с вопросом признания выборов международным сообществом. Президент РФ Дмитрий Медведев назвал события в Белоруссии "внутренним делом этой страны". С аналогичным заявлением выступил президент Латвии Валдис Затлерс. А экс-премьер Литвы Казимира Прунскене, приехавшая в Белоруссию в качестве международного наблюдателя, дала такое заключение: "Демократия выражается в том, что большинство побеждает голосованием. А то, что голосование в Белоруссии было цивилизованным, подтверждают наблюдатели. Люди приходили, брали бюллетени, голосовали. Все выглядело так, как проходит в большинстве стран, в том числе и Евросоюза".

В ОБСЕ считают, что выборы прошли лучше, чем в предыдущие разы, хотя их и нельзя назвать демократическими. И только США отказались признать результаты белорусских выборов, о чем в понедельник сообщил официальный представитель Госдепартамента.

Тем не менее Лукашенко может быть спокоен. На пресс-конференции он выразил уверенность, что Брюссель не будет на него злиться за события после выборов. Долго злиться там на него не будут: Лукашенко снова подружился с Россией, а значит, его нужно срочно спасать от дурного влияния.

Выбор читателей